Перед лицом жестокой агрессии японского милитаризма и германского фашизма армии и народы Китая и СССР, сражавшись плечом к плечу, кровью и огнем скрепили нерушимую боевую дружбу. В самый критический момент Великой Отечественной войны (Битва под Москвой и Сталинградская битва) в Советском Союзе многие сыны и дочери китайской нации без колебаний вступили в ряды Красной Армии. В то время группа руководителей КПК, учившихся военному делу в СССР, обеспокоенная судьбой Советского Союза в Великой Отечественной войне, активно предлагала свою помощь. Старший сын Мао Цзэдуна и потомки других руководителей КПК и героев революции, бывшие на учебе в СССР, перешли на военную службу в Красную Армию.
Летом 1942 года советская сторона приняла решение о формировании учебной бригады и которая приказом командующего Дальневосточным фронтом генерала армии Иосифа Родионовича Апанасенко № 00132 от 21 июля 1942 года была создана и расквартирована в селе Вятское, Хабаровского края,официальное наименование: "88-я отдельная стрелковая бригада (войсковая часть 8461). Боевое применение бригада получила с началом боевых действий на советско-японском фронте в августе 1945 года.
О том, что бригада изначально предназначалась для использования в партизанско-диверсионной войне в Маньчжурии, свидетельствует тот факт, что в нем под общим руководством политотдела соединения наряду с первичными организациями ВКП(б) и ВЛКСМ работали самостоятельные организации Китайской коммунистической партии (КПК) которая поддерживала связь с подпольными парторганизациями Маньчжурии и партизанами и Китайского комсомола.
По боевой подготовке была поставлена задача подготовить рядового бойца и сержанта на военное время командиром взвода, роты (отряда) и уметь вести политическую работу среди китайского населения Маньчжурии, а из нанайцев-рядовых подготовить командиров отделений. К июню месяцу 1945 г. эта задача была выполнена».
Личный состав бригады являлся неисчерпаемым кадровым ресурсом для органов агентурной разведки Красной Армии. Так, «...в период с 1940 по 1943 год на разведработу из состава людей бригады и бывших партизан в разное время было взято 89 человек. Из них в настоящее время [то есть по состоянию на 29 сентября 1945 года] находятся: на разведработе во 2-м Дальневосточном фронте - 9 чел. и на 1-м Дальневосточном фронте – 26 человек.Провалилось на работе и не возвратилось по различным причинам – 24, передано в органы «Смерш» – 6. Выселено в Кур-Урминский район Хабаровского края - больные и престарелые – 15. Умерло – 2, возвращено в бригаду – 7 человек».
Применение бригады в боях по разгрому Квантунской армии изначально предполагалось в полосе наступления 25-й армии 2-го Дальневосточного фронта, но стремительный ход советско-японской войны практически сразу исключил необходимость развертывания в тылу противника широкомасштабной диверсионно-партизанской войны. Отсутствовала необходимость вводить «88 отдельную» в бой на правах китайско-национального общевойскового соединения: советское политическое руководство явно стремилось сохранить жизни личного состава бригады, поскольку большинству ее военнослужащих из числа китайцев и корейцев потенциально предстояло занять ключевые посты в народном хозяйстве и вооруженных силах вновь ставших свободными и независимыми государствами Китаю и Кореи.
Формально «88 отдельная стрелковая» входила в состав действующей армии с 9 августа по 3 сентября 1945 года, но непосредственно в боевых действиях она не участвовала: все это время пребывала по месту своей постоянной дислокации в хабаровском поселке Вятское.
На вооружении почти четырех тысяч бойцов 88-й отдельной стрелковой бригады имелось: 4312 винтовок, 370 автоматов, 48 станковых и 63 ручных пулемета, 21 орудие ПТО, 16 противотанковых ружей, 23 автомашины.
Пребывание по месту дислокации и неучастие в боевых действиях, к которым бойцы бригады усердно готовились более двух лет, стало поводом для недовольства личного состава, что в итоге вылилось в докладную записку, направленную 24 августа 1945 года подполковником Бао-Чжун Чжоу Главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке Маршалу Советского Союза Александру Михайловичу Василевскому.
Из Докладной записки подполковника Чжоу Бао-Чжун Главкому ВС Маршалу Советского Союза Василевскому А.М. от 24 августа 1945 г.:
«Я, командир 88-й отдельной стрелковой бригады, как подчиненный Вам и как член братской Коммунистической партии Китая решил обратиться к Вам непосредственно о нижеследующем.
Вверенная мне 88-я осбригада была организована в июне месяце 1942 г. по личному указанию товарища Сталина. В бригаде насчитывается около 4000 бойцов и офицеров и до 150 чел. находится вне бригады (кроме русского и нанайского состава). Почти все китайские товарищи являются членами Китайской коммунистической партии и Киткомсомола, бывшими руководителями и участниками партизанского движения в Маньчжурии против японских захватчиков. Бригадой непосредственно руководит Военный совет ДВФ. Бригаде было уделено большое внимание и ей придавалась особая роль и политическое значение, как китайской национальной части (по примеру польской, чехословацкой и др. частей, бывших на территории СССР), и она должна была стать ядром подготовки военных и политических кадров. Как воинская часть бригада готовилась принять активное участие вместе с Красной Армией в борьбе против японских империалистов за освобождение китайского народа.
В бригаде имеется самостоятельная организация Китайской коммунистической партии и Киткомсомола, работающая в тесном контакте и при помощи ВКП(б) и под общим руководством политотдела бригады. Кроме того, работа парторганизации КПК исходила из общей политической линии ЦК Киткомпартии по вопросам Китая. В составе членов КПК в бригаде имеются бывшие члены четырех провинциальных комитетов КПК в Маньчжурии. Парторганизация КПК бригады до 1943г. поддерживала связь с местными подпольными парторганизациями Маньчжурии и партизанами.
В течение трех лет вся политико-воспитательная работа с личным составом бригады проводилась по особой программе Военного совета ДВФ.
По боевой подготовке была поставлена задача подготовить рядового бойца и сержанта на военное время командиром взвода, роты (отряда) и уметь вести политическую работу среди китайского населения Маньчжурии, а из нанайцев-рядовых подготовить командиров отделений. К июню месяцу 1945 г. эта задача была выполнена.
В течение трех лет личный состав бригады воспитывался в духе беззаветной преданности Советскому Союзу, делу национально-освободительной борьбы китайского народа за свою свободу и независимость, в духе правильного понимания ленинско-сталинской национальной политики, в духе дружбы народов Китая и СССР.
Политико-моральное состояние личного состава бригады здоровое и в боевом отношении бригада подготовлена хорошо.
Бойцы, сержанты и офицеры три года готовились и ждали того дня, когда они смогут принять активное участие в борьбе против японского агрессора. Этот день наступил 9 августа с.г. Советский Союз объявил войну империалистической Японии. Весь личный состав бригады, воодушевленный благородными целями войны, ждал боевого приказа выступить против японских самураев.
Однако через четыре дня после начала военных действий оперативный план бригады был отменен, а ее передислокация на территорию Маньчжурии была задержана и до настоящего времени бригада не использована.
Мои неоднократные запросы к генерал-майору тов. Сорокину и через него к командующему 2 ДВФ генералу армии тов. Пуркаеву об использовании бригады до сегодняшнего дня положительного решения не получил.
Поэтому я вынужден обратиться к Вам, товарищ Маршал, с просьбой о разрешении вопроса об использовании бригады и изложить свои соображения:
1. Считаю необходимым передислоцировать бригаду в центральный город Маньчжурии - Чанчунь, где бы мы могли немедленно оказать помощь Красной Армии в установлении и поддержании порядка. Организовать антияпонскую демократическую организацию, которая должна явиться основой для будущей демократической народной власти в Маньчжурии.
2. Провести подготовительную работу по созданию народной армии в Маньчжурии, ядром которой должна стать китайская бригада.
3. Объединить всех членов Китайской коммунистической партии в Маньчжурии и развернуть работу по привлечению всех прогрессивных демократических групп и создать единый фронт народов Маньчжурии против японской агрессии. Вести борьбу против всех реакционных элементов и течений.
Проводить повседневную работу в массах и воспитывать китайский народ в духе дружбы и любви к великому соседу - Советскому Союзу, к народам Советского Союза, к Великому Сталину.
Если Вы найдете невозможным принять мои вышеуказанные соображения, то я прошу разрешить отправить китайский состав бригады и отдельных русских товарищей в распоряжение ЦК Коммунистической партии Китая или командующего 8-й НРА тов. Чжу Дэ.
Командир 88-й отдельной стрелковой бригады
подполковник Чжоу Баочжун.»
Однако к моменту, когда этот документ попал в руки адресата для решения вопроса по существу, до полной капитуляции Япония оставались считанные дни…
И все же вклад в общую Победу солдат, сержантов и офицеров восемьдесят восьмой стрелковой был высоко отмечен советским военным командованием. Так, в частности, приказом по войскам 2-го Дальневосточного фронта № 10/н от 29 августа 1945 года 255 из них были удостоены боевых наград: 10 человек, включая комбрига-88 подполковника Бао-Чжуна Чжоу и комбата-1 Жи-чэн Цзин (он же – Ким Ир Сен), – орденом Красного Знамени; 45 человек – орденом Красной Звезды, 51 человек – медалью «За отвагу» и еще 149 человек – медалью «За боевые заслуги». Впоследствии всему личному составу была вручена и медаль «За победу над Японией».
Непосредственно боевое применение бригада получила с началом боевых действий на советско-японском фронте в августе 1945 года. В дни наступления Красной Армии на Северо-Восточный Китай 88-я бригада активно взаимодействовала со всеми тремя дальневосточными фронтами.
В начале июля 1945 года 340 командиров и бойцов бригады в качестве передовых групп были переведены в советские части, где прошли единую подготовку, а затем распределены в войска 1-го Дальневосточного фронта (160 человек), 2-го Дальневосточного фронта (80 человек) и Забайкальского фронта (100 человек) в качестве переводчиков и проводников частей или для выполнения особых боевых заданий.
В 1945 году бригада стала костяком "Северо-Восточной антияпонской Объединенной Армии" и вошла вместе с наступающими частями Советской Армии в Маньчжурию. Бойцы 88-й бригады шли впереди в качестве проводников и переводчиков, указывали дорогу.
Результатом обращения китайского и корейского руководства стало расформирование 88-й отдельной стрелковой бригады приказом командующего ДВО № 042 от 12 октября 1945 года. "Сталинский спецназ" , всю войну готовившийся для диверсионной разведки, в бой пущен не был. Китайские и корейские коммунисты, проверенные НКВД, особыми органами воинских частей и контрразведкой СМЕРШ, несколько лет регулярно под руководством советских офицеров повышавшие морально-политический уровень, оказались слишком ценными кадрами, чтобы посылать их под пули. Китайским товарищам нашлось более разумное применение на руководящих должностях в районных комендатурах и полицейских участках освобожденной Маньчжурии.
Корейских бойцов бригады во главе с капитаном Ким Ир Сеном направили в Корею.
После окончания Второй мировой войны, китайцев и корейцев почти сразу же вернули на родину. Командир бригады Чжао Бао Джун стал первым главнокомандующим Народной освободительной армии Китая.
Многие бывшие военнослужащие возглавили органы власти разных уровней в Китае и Корее.
В Поднебесной бойцы "88 отдельной стрелковой бригады" - Герои.
Спасибо ,что прочитали.Если материал интересен жмите на палец вверх!
Смотрите,читайте,комментируйте - будет интереснее.