Приветствую Вас, дорогие читатели и гости моего канала!
Эпоха отечественных бронепоездов была короткой, но чрезвычайно яркой. Сначала они стали настоящим символом Гражданской войны, а после 22 июня 1941 года – героически сражались с гитлеровскими захватчиками. На фронтах Великой Отечественной действовало более 200 советских бронепоездов, многие из них были награждены орденами и медалями, а некоторые – закончили свой боевой путь под Берлином и Кёнигсбергом.
Особенности конструкции
На момент начала войны Красная армия располагала бронепоездами нескольких типов. Все они имели сходную конструкцию и состояли из бронеплощадок, бронепаровоза, двух или четырех площадок ПВО и вспомогательных платформ. Возили такие составы паровозы серии О – самые массовые локомотивы предвоенного периода. Обычно их ставили в середину бронепоезда.
Бронеплощадки представляли собой бронированные платформы с двумя или четырьмя осями. Каждая из них имела одну или две артиллерийские башни.
В зависимости от калибра орудий платформы делились на тяжелые и легкие. Самой совершенной легкой площадкой на начало войны считалась ПЛ-37. Она имела две 76-мм пушки и нескольких пулеметов, толщина бронепояса составляла 20 мм.
Тяжелые площадки типа ПТ-33 вооружались одной 107-мм пушкой и пятью пулеметами.
Также бронепоезда имели в своем составе «базу» – 10-15 обычных вагонов. В них располагался штаб поезда, кухня, склады боеприпасов, запчастей и расходных материалов. «Базу» не брали в бой, ее оставляли на ближайшей станции.
Существовали специальные бронепоезда ПВО. Они состояли из платформ с зенитными орудиями. Подобные броневагоны нередко цепляли к эшелонам с особо важными грузами. Они входили в состав войск противовоздушной обороны.
Также на бронепоезда ставили пусковые установки гвардейских минометов М-8 и М-13, однако позже это было признано малоэффективным.
История применения
Самым массовым советским бронепоездом на начало войны был БП-35 с легкими площадками ПЛ-35. В 1943 году был разработан БП-43 с площадками ПЛ-43, на каждой из которых устанавливалась башня Т-34.
Бронепоезда вступили в бой с противником буквально в первые дни войны. Уже до конца 1941 года 42 поезда были потеряны. В 1942 году врагу удалось уничтожить 45 бронепоездов. За последующие годы войны было потеряно всего два поезда. В начале войны бронепоездам нередко ставили «самоубийственные» задачи: их оставляли прикрывать отход войск, отправляли обстреливать важные объекты противника. Это и объясняет неоправданно высокий уровень потерь составов.
Основной задачей бронепоездов была огневая поддержка подразделений, действовавших в непосредственной близости от железной дороги. Их нередко использовали для контрбатарейной борьбы, обороны узлов и станций. Иногда поездам придавались десантные подразделения, которые подчинялись их командирам. Также с помощью поездов осуществлялись перевозки особо ценных грузов. Важнейшей задачей для них стала противовоздушная обороны мостов, путей и станций.
Гитлеровцы также применяли бронепоезда на Восточном фронте, правда, не так активно, как Красная армия. Из-за большей ширины советской колеи им пришлось использовать трофейную технику, либо переделывать для боевого применения гражданские паровозы и вагоны.
За годы войны советские бронепоезда уничтожили 115 танков, 340 орудий, более 700 автомобилей и 115 вражеских самолетов. Кроме того, на их счету два уничтоженных гитлеровских бронепоезда.
Легендарные советские бронепоезда
Неуловимый «Железняков»
Наиболее известным бронепоездом периода войны является «Железняков», который почти восемь месяцев участвовал в обороне Севастополя. Несмотря на господство авиации в воздухе и наличие мощной артиллерийской группировки, немцы ничего не могли поделать с отважным бронепоездом. Он периодически совершал дерзкие вылазки, а затем скрывался в туннелях города. Гитлеровцы прозвали этот поезд «зеленым призраком». На счету «Железнякова» более 140 выездов.
Немцы организовали за бронепоездом настоящую охоту, но долго ничего не могли с ним поделать. Только в июне 1942 года с помощью авиаударов им удалось обрушить туннель, где скрывался «Железняков».
«Илья Муромец» и «Козьма Минин»
Два этих бронепоезда входили в один дивизион, а по своему вооружению и броневой защите они были в числе мощнейших в мире.
Эти поезда прошли всю войну, участвовали в обороне Москвы, сражались на Курской дуге, освобождали Украину и Восточную Европу.
«Илья Муромец» закончил войну в десяти километрах от Берлина и только разрушенный мост не позволил ему въехать в немецкую столицу. Во время боев за освобождение Западной Украины произошла дуэль между «Ильей Муромцем» и немецким бронепоездом, который носил имя «Адольф Гитлер». Несколькими точными залпами немецкий поезд был уничтожен.
В 1971 году «Илья Муромец» был установлен на вечную стоянку.
Бронепоезда в послевоенный период
После войны выпуск бронепоездов был прекращен. Но в конце 60-х годов, после конфликта на острове Даманский, о них вспомнили вновь. На Дальний Восток были переброшены несколько бронепоездов, их в кратчайшие сроки изготовили на харьковском заводе им. Малышева. Какое-то время они курсировали по Транссибирской магистрали, охраняя узловые станции и сопровождая важные грузы.
Во время первой кампании на Северном Кавказе были оборудованы импровизированные бронепоезда, которые прикрывали работы по восстановлению путей в Чеченской республике.
Их активно использовали и во время второй кампании. Сегодня на вооружении российской армии находится пять бронепоездов, недавно один из них принимал участие в учениях в Волгоградской области.
Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч! :)
Смотрите так же:
Легендарные пригородные поезда времён СССР. Дизель-поезда серии Д и Д1
Легендарные пассажирские локомотивы времён СССР. Тепловозы ТЭ7 и ТЭП10
#день победы #бронепоезд #9мая #великая отечественная война #победа