Вся деятельность нашей "несистемной оппозиции" сознательно сакрализируется. Борьба людей со светлыми лицами против "Мордора" уже практически стала мифическим сказанием, СМИ антироссийской направленности уподобились пророкам, а сами же борцы за всё хорошее в глазах сторонников являются практически атлантами, держащими на руках небосвод, что вот-вот обрушится на ничего не подозревающих россиян.
Но если мы, вне зависимости от политических взглядов, желаем развития и процветания нашей стране, то первым делом нужно снять розовые очки: несистемной оппозиции в России нет. А различные структуры, что её подменяют, представляют собой не политические организации, а коммерческие проекты. И рассматривать их нужно исключительно в этой плоскости.
К примеру, есть успешная корпорация - ФБК, с региональными отделами продаж ("Штабы Навального") и дочерними компаниями ("Альянс Врачей", "Альянс Учителей"). Есть менее успешные конкуренты: "Городские проекты", "Открытая Россия" и прочие "Инсайдеры" с "Проектами". Все эти организации занимаются производством и последующей продажей протеста. Создают бренды, организовывают рекламные кампании. Словом, привычная маркетинговая рутина.
А чтобы доказать вам эту теорию я рассмотрю деятельность бывшего монополиста - ФБК - в разрезе одной из популярнейших маркетинговых технологий: "Воронки продаж".
"Воронка продаж" отображает путь потенциального клиента от мимопроходящего зеваки до покупателя и разделена на 4 этапа. Каждый из нас ежедневно оказывается на 1 этапе (осведомленности о товаре), но далеко не каждый доходит до 4 (покупки).
И, как и любое коммерческое производство, вся деятельность "оппозиции" идеально на эти 4 этапа раскладывается.
1 - Осведомлённость
Первый этап, как и полагается, самый простой: в нём задействовано больше всего потенциальных клиентов. В данном случае потенциальными клиентами были все, кто знаком с деятельностью Навального.
Работает это очень просто: каждый из нас имеет претензии к действующим властям. У кого-то они незначительны (поднялись цены на молочную продукцию, плохо провели коммунальный ремонт в доме), для кого-то - гораздо существеннее (новые законопроекты пагубно отразились на нашей жизнедеятельности/политика действующей власти расходится с нашими представлениями о будущем страны). Эти претензии перерастают в вопросы, вопросы же рождают спрос.
Спрос, который фирма "ФБК" обязуется удовлетворить. Потенциальному покупателю проводят наглядную видео-презентацию в виде ролика на YouTube, где подробно объясняют: все беды от коррупции, коррупцию рождает Путин, уберём Путина = победим коррупцию = проблемы будут решены.
Здесь потенциальный клиент и принимает ключевое решение: либо он крутит пальцем у виска и закрывает ролик, либо принимает эту пустую, но очень уж привлекательно оформленную идею и попадает на следующий этап "воронки".
2 - Интерес
Переступив порог магазина вы найдёте товары на любой вкус: политика, экономика, история - на все насущные вопросы у дружелюбных продавцов есть ответ. Так что усаживайся, наш дорогой клиент поудобнее, и смотри: вот тебе менеджер Володя Милов показывает, как Путин убил экономику.
А вот и сам москот бренда, Алексей Навальный, подготовил историю об очередном коррупционере, который украл у тебя деньги и отдал их Путину.
А вот супервайзер Любочка Соболь объясняет, что в 90-е страну приватизировали не демократы под апплодисменты западных партнеров, а... да-да, друзья Путина! И как вы догадались, уважаемый клиент?
А главное - прямым текстом никто и ничего продавать не собирается! Ведь всю продукцию компания производит не ради денег, а ради идеи! Ну, лайк поставить можно, конечно. Да подписаться на канал. Ну и ещё подписаться на каналы друзей и спонсоров.
На этом с информативной частью - конец. Рубикон перейдён и инициативу перехватывает уже покупатель. Заинтересовала ли его протестная продукция? Купился ли он на идею о вечной борьбе? Перерастёт ли потенциал в действие и перейдёт ли на 3, ключевой этап?
3 - Решение
Здесь воронка сужается до минимума, а зеваки, оказавшиеся на этом витке, плавно переходят в разряд тех самых клиентов. Они убеждены в том, что действующая власть - противник, и в отличии от клиентов потенциальных уже полны решимости с нею бороться. Но как?
С людьми, задавшими этот вопрос, представители компании церемониться уже не собираются: на несчастного вываливается весь доступный ассортимент "развлечений". Массовые акции, одиночные пикеты, травля конкурентов в соцсетях - клиента всеми правдами и неправдами пытаются втянуть в деятельность компании, а маркетинговая машина разогревается наполную. И уже если человек соглашается с таким порядком вещей, если его зубы начинают скрипеть при упоминании Путина или "Единой России", то для него наступает 4 и заключительный этап. Этап, когда ему наконец выносят "меню".
4 - Действие
Наступает тот момент, ради которого вся эта гигантская корпоративная машина и работает: клиент кладёт руку в карман и достаёт бумажник.
И тут, как по мановению волшебной палочки, у него перед глазами проносятся предложения. Одно выгоднеее другого.
Вы воодушевлены? Прониклись лозунгом о свободе России? Хотите, чтобы ваша страна "стала счастливой"? Это здорово, мы с вами, мы вместе! А у нас тут как раз свитшот в продаже имеется...
Не хотите одежду? Может, вы ещё и за Путина голосовали? Ну ничего, ничего. Мы осуждать не собираемся. В конце концов, вы же можете просто-напросто оплатить подписку на нашу видеопродукцию. Какой тариф интересует?
Ну и раз уж мы заговорили о тарифах. Пока мы сражались за вашу свободу, злой Путин пришёл к нам в офис и украл технику. Так что мы, конечно, ни на что не намекаем. Но поддержать любимый бренд вы можете по ссылке...
Ах! Совсем забыли! Наша компания расширяется и осваивает новый рынок - литературный! Вы же любите читать? Единоросы, вот, не любят...
И кстати, не забудьте подписаться на новостную рассылку. Наша компания обязательно оповестит вас о появлении новой коллекции или распродаже:
Можно ещё очень долго проводить примеры, но я думаю, что свою точку зрения аргументировал уже достаточно.
"Фонд Борьбы с Коррупцией" - корпорация, производящая и реализующая "протест", Навальный и Соболь - наиболее яркие её бренды. Среди инвесторов ФБК числятся многие бизнесмены - от Чичиваркина до Зимина, а совет директоров предпочитает заседать на анонимных началах, желательно в пригороде Лондона. Также ФБК не брезгует закупать рекламу своих брендов у целого ряда СМИ и блогеров. Но не за деньги, тьфу-тьфу. За идею.
И я предвкушаю очередные оправдания представителей компании и их постоянных клиентов: деньги, вырученные с продажи протеста, пойдут на победу над Путиным. Плавали, знаем:
Но вы мне вот скажите, чем отличается "Ты не ты когда голоден" от "Россия будет счастливой"? Ничем. Поэтому при огромном ассортименте брендов и слоганов вместо "Свободу Навальному" я лучше выберу "Just do it".
А вы, если считаете иначе, не забудьте: прямо сейчас под брендом "Навальный" выходит новая эксклюзивная промо-акция - "Карта протеста". По промокоду "Путин вор" скидка 10% на продукцию из ассортимента...