Интересный вопрос, какое количество болезней человека существует? На этот вопрос вряд ли можно найти точный ответ. Новые болезни обнаруживаются постоянно.
Есть такой пугающий сборник - Международная классификация болезней, там описаны практически все напасти, которые могут с вами приключится.
В первом издании этого сборника в 1893 году перечислено 161 заболевание, а уже в десятом 12 000. На сегодня врачи выделяют более 30 000 заболеваний, и каждый год находят новые, которых ранее либо не выявляли, либо их не существовало.
Да именно так, некоторые заболевания появились относительно недавно в результате эволюции неприятных патогенов, вроде ВИЧ.
Другие болезни существовали, но их выявили в результате расшифровки последовательности генов. Многие такие заболевания являются редкими то есть ими болеют менее 0,05% населения. Довольно часто вариантов лечения редких заболеваний мало или вовсе нет и именно потому, что встречаются они редко.
Даже при современном развитии медицины для талантливого и грамотного врача установить редкое заболевание очень затруднительно. Хотя Всемирная паутина несколько облегчает диагностику, за считаные минуты можно обратиться в профессиональных сообществах к более опытным коллегам, но окончательное решение за лечащим врачом.
А теперь представьте врача XVIII века, который пришёл к больному и обнаружил, что всю семью поразил странный недуг, из-за которого их конечности высыхают и отпадают.
Представьте растерянность доктора, который пытается понять, с чем имеет дело. А дело было в Англии, причина неизвестна, вариантов лечения не существовало.
Единственное, что оставалось врачу- постараться облегчить боль своих пациентов, записать симптомы на бумаге, чтобы его коллеги могли распознать эту болезнь в будущем.
Самое занятное, что в XVII веке и пару веков после описания новых заболеваний делались не только ради науки. Медицинские журналы были бестселлерами, народ очень интересовался отклонениями от совершенных творений природы.
Публике особенно были интересны разного рода монстры. Те что побогаче приобретали экземпляры для собственных коллекций, те что победнее довольствовались собственным воображением.
“Новая загадочная болезнь с экзотическими симптомами (чем страннее, тем лучше) практически всегда привлекала внимание публики, даже если доказательства её существования были сомнительными.”
В журнале Philosophical Transactions в 1762 году, было описано впервые заболевание, которое сейчас известно любому медику. Но меж тем общественный резонанс был сравним с теперешней коронавирусной инфекцией.
Случай был описан Чарлтоном Уолластоном, 29-летним мужчиной, которого только что назначили придворным врачом.
«Джон Даунинг, бедный рабочий из Уоттишема, жил с женой и шестью детьми. В воскресенье 10 января старшая дочь пожаловалась на боль в левой ноге, особенно в икре. К вечеру боль стала нестерпимой. В тот же вечер ещё одна девочка, которой было около десяти лет, тоже пожаловалась на сильнейшую боль в ноге. В понедельник мать и ещё один ребёнок, а во вторник всё, кроме отца, мучились от схожей боли.».
«Примерно через четыре, пять или шесть дней боль в ноге утихла, и конечность начала постепенно чернеть. Сначала она покрылась пятнами, напоминающими синяки. В то же время такая же мучительная боль появилась во второй ноге, и через несколько дней она тоже начала отмирать».
Иными словами, началась гангрена.
«Отмершие конечности самостоятельно отделились от здоровых частей тела, и хирургу оставалось лишь перерезать кость, что практически не причинило пациенту боли».
Доктор Уолластон сделал всё возможное, чтобы выяснить причину этого необычного недуга, но в итоге ему пришлось признать своё поражение.
Редактор из Philosophical Transactions затем провёл связь между двумя случаями: примерно за 50 лет до этого французский хирург заметил нечто удивительно похожее.
«Джентльмены из королевской академии предположили, что болезнь была вызвана плохим питанием, а именно хлебом с большим количеством спорыньи».
Статья доктора Уолластона является классическим описанием симптомов отравления спорыньей. Спорыньей поражаются злаки, она не уничтожается температурой, поэтому хлеб из этой муки остаётся опасным.
Вот таким сложным описательным и долгим путём идёт медицинская наука.
А теперь только представьте, сколько информации должен хранить врач в своей памяти, чтобы правильно поставить диагноз.