Губернатор Московской области Андрей Воробьев дал старт работе фандомата, установленного в Доме Правительства Московской области компанией «РТ-Инвест» Госкорпорации Ростех.
Фандоматы – это автоматизированные автоматы самообслуживания, которые используются для сбора и переработки использованной пластиковой, стеклянной и алюминиевой тары от напитков.
«Принцип работы фандомата прост. Банки и бутылки по одной помещаются в специальное окно. На электронном табло высвечивается количество и вес принятой тары. Встроенные датчики по штрихкоду определяют материал. Пластик и алюминий попадают в разные накопительные емкости, предварительно пройдя через специальный сминатель. Когда контейнеры наполняются, аппарат отправляет сигнал в центр управления» , – говорится в телеграмм-канале Ростеха.
Фандоматы Ростеха
Всего компания планирует установить 900 фандоматов в Московской области. Их планируют разместить в торговых центрах, парках, школах и других посещаемых местах.
Пилотная сеть фандоматов была создана компанией «РТ-Инвест» в 2020 году в 20 школах Казани. За 12 месяцев ученики собрали более 200 тыс. пластиковых бутылок и 25 тыс. алюминиевых банок.
Ситуация пластиковыми отходами вышла из-под контроля
Загрязнение пластиком стало глобальной проблемой :
· каждую секунду в мире производится 20 тысяч пластиковых бутылок;
· за прошедшие 70 лет в мире произведено более 9,5 млрд тонн пластика;
· по прогнозам английских ученых, к 2050 году ежегодное производство пластика достигнет 1,8 млрд тонн.
40% пластиковой упаковки попадает на свалку, 14% сжигается (что очень вредно для окружающей среды), еще 14% попадет на переработку (доля утилизации в Европе – около 40% от общего объема, в Китае – 25% и США – 9%), а оставшиеся 32% пластиковых отходов выбрасываются вне полигонов, в том числе в океан.
Фандоматы как часть решения проблемы
По прогнозам консалтинговой компании Fior Markets мировой рынок фандоматов к 2027 году достигнет 650 млн долларов. Программа повсеместной установки фандоматов была принята в Германии в 2003 году. Сегодня использование автоматического оборудования для приема и сортировки тары является общепринятым в Европе, США, Канаде, некоторых странах Юго-Восточной Азии. Так, в европейских странах за каждую пластиковую бутылку фандомат возвращает гражданину от 8 до 30 евроцентов. Европейцам удалось достичь неплохих результатов – в некоторых странах от 70% до 90% ПЭТ-бутылок возвращается на переработку, в том числе благодаря фандоматам.
Однако есть и проблемы: высокая стоимость такого метода сбора, случаи мошенничества. Вы будете смеяться, но самая распространенная схема обмана «глупого робота» – бутылка на леске (где-то мы это уже видели: жетон, веревочка, телефон-автомат…).
Неудачный опыт России
В нулевых годах в Москве уже предпринимали попытку массово внедрить фандоматы, однако компания разорилась и аппараты были демонтированы.
Маркетинг пластиковых отходов
По нашему мнению, сбор пластиковой тары по своему смыслу должен быть похож на компьютерную игру: и поколению Z будет понятно и «олдскулы» оценят геймификацию.
Какие инструменты для мотивации пользователей может предложить нам игровой маркетинг?
1. Бонус (баллы, виртуальные деньги) за установку приложения на смартфон . Так можно напоминать людям о важности раздельного сбора мусора, собирать данные для улучшения сервиса, развернуть сложную мотивационную программу для зарегистрированных пользователей.
2. Мгновенное поощрение. Скормил бутылку фандомату – сразу копеечка на счет упала, телефон оповестил. Здесь сумма не может быть большой, поэтому лучше использовать не деньги, а их эквивалент. Невозможно столько платить за сданную бутылку, чтобы сдавать было экономически выгодно. Значит мотив – или игра, или причастность к чему-то важному, Великому.
3. Мотивация за количество и регулярность. В деле сортировки мусора важна регулярность, поэтому ценность мотивации за 20, 50, 100, 200, 500, 1000 бутылок должна быть большей. Как и за ежедневную сдачу на протяжении 7, 30, 50, 100 дней. Нужно сформировать привычку, дать человеку повод для гордости.
4. Розыгрыши призов за выполнение заданий , в том числе за информационную поддержку. В качестве призов можно использовать стильные мерчи и сувениры, что само по себе будет распространять идею переработки пластиковых отходов.
5. Конвертация бонусов в простые и понятные для каждого вещи :
· скидки в торговых сетях (это выгодно сетям, они готовы будут еще и деньги заплатить за эту возможность);
· деньги на карту;
· пополнение счета мобильного.
Важный момент – возможность использовать бонусы на благотворительность. Каждый, кто отдал бутылку во вторсырье, чувствует себя немного героем, а герои – щедрые люди.
Позиция партии Справедливая Россия – За Правду
Экология – один из стержневых пунктов нашей программы. Слишком долго мы только брали у природы, надеясь на ее возможности по самовосстановлению. Сегодня нашими соратниками реализуются десятки проектов экологической направленности:
Благоустройство Калиновской лесопарковой зоны
________________________________________________________________________________________