Исследователь творчества Шагала Джонатан Уилсон говорил, что Шагал «писал свои картины на идише». Один из немногих, он получил признание еще при жизни, прожил почти сто лет и до конца сохранил свежесть и детскую непосредственность в творчестве.
Разбираем 5 знаковых картин русско-французского художника, чье имя стоит в одном ряду с Пабло Пикассо, Анри Матиссом и Сальвадором Дали.
«Автопортрет с семью пальцами», 1913
✡️ Семья Шагала принадлежала к большой хасидской общине. Это был особый консервативный мир со своей спецификой и традициями, в которых важное значение играли семья и религия. Отец Шагала тоже был религиозным человеком. Еврейская культура оказала на Шагала большое влияние, в детстве художник учил идиш в школе, хорошо знал и понимал еврейский фольклор.
🎨 На идише есть выражение «работать семью пальцами» — оно означает трудиться вдохновенно, быстро, с удовольствием. У Шагала на автопортрете действительно семь пальцев. Все вокруг показывает, что художник доволен и успешен: на нем пиджак, бабочка, цветок на лацкане, за окном Париж, в мечтах Витебск.
«Над Витебском», 1914
🏘 Шагал нанес этот городок на карту мирового искусства, постоянно обращаясь к своим воспоминаниям о детстве и юности. Картины с Витебском наполнены теплом и нежностью. Для Шагала это не только реальный город: Он насыщает его деталями всех подобных провинциальных городков на окраине империи.
👤 На картинах Шагала часто можно увидеть странного бородатого человека в картузе, с клюкой и мешком за плечами. В картине «Над Витебском» он будто парит в воздухе.
Перед нами люфтменч. В переводе с идиша люфтменч — человек воздуха. Это неприкаянный странник, у которого свои отношения с материальным миром. «Человек воздуха» не ходит по земле, а парит над ней.
«Еврей в зеленом», 1914
✍️ Среди портретов Шагала особое место занимают портреты стариков. Для него это не только дань уважения провинциальной еврейской культуре, но и диалог с великим мастером прошлого.
🖼 Шагал вдохновлялся Рембрандтом. Во время учебы в Петербурге он часто бывал в Эрмитаже и видел картины голландца — «Портрет старика в красном», «Портрет старика-еврея».
🎨 В Витебске было много одиноких евреев-беженцев. Эти старики олицетворяли еврейскую культуру, близкую Шагалу. Художник писал их, называя портреты в подражание Рембрандту: «Еврей в зеленом», «Красный еврей», «Старый еврей».
«Невеста», 1950
👰 Первая жена, Белла, осталась для Шагала музой на всю жизнь. Это она тянет его за руку в небо, организует быт в строгом длинном платье с белым воротником, как на испанских портретах 17 века. После смерти жены Шагал изображает ее в образе невесты: в белом, как призрак, полупрозрачная и бестелесная, она устремляется ввысь.
👰 У Шагала много картин с женихом и невестой. В них присутствуют автобиографические мотивы. Часто в них появляется ангел: если браки совершаются на небесах, то у Шагала небеса сами спускаются к людям, чтобы благословить влюбленных.
«Цирк», 1964
🎪 У Шагала много картин с цирком, гарцующими лошадьми, акробатами и музыкантами. Эта тема тоже из витебских воспоминаний. В Витебске часто бывали бродячие артисты и выступали цирковые труппы. Шагал сам любил театр, лицедейство, с удовольствием участвовал в карнавалах и представлениях во время праздника Пурим.
🚶♂️ Бродячие артисты — неприкаянные и в то же время свободные люди. Скрипачи и циркачи у Шагала часто стоят на крыше: крыша — это уже не земля, а что-то близкое к небу. А в «Трех акробатах» девушка так задирает ногу, что та выходит за пределы картины, устремляясь ввысь.
🎻 Шагал ставил знак равенства между художником, музыкантом и циркачом. Для него все трое — творцы. Шагала очень интересовало творческое начало. Поэтому на его картинах Иисусу преподносят предмет, похожий на палитру, а Ленин изображен вверх ногами на столе, как акробат.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать интересные материалы об искусстве. А узнать больше о картинах и художниках можно в Арт-песочнице, где мы изучаем искусство всего за 10 минут в день.