Найти тему
"Бриджстар"

Дневник Евы Хейман.

Оглавление
Ева Хейман. 13 лет. Фото сделано за несколько месяцев до того, как её убили в газовой камере.
Ева Хейман. 13 лет. Фото сделано за несколько месяцев до того, как её убили в газовой камере.

Еврейская девочка из Надьварада (на тот момент территория Венгрии) Ева Хейман начала вести свой дневник на свое тринадцатое день рождения 13 февраля 1944 года, в то же время, когда нацисты установили свой режим в Венгрии. Ева была единственным ребенком, но росла с бабушкой и дедушкой по материнской линии после развода родителей. Страницы дневника Евы полны переживаний из-за разрыва родителей и расстрела подруги Марты. Хейман очень боялась смерти, одиночества и забвения: она много пишет о подругах, любимой гувернантке Маришке и возлюбленном. Девочка продолжала писать до 30 мая 1944 года, за три дня до того, как ее отправили в Освенцим (Концентрационный лагерь).

Первые записи её дневника являются введением в её семейную ситуацию и описанием подарков которые она получила на день рождения.

13 февраля 1944 г.

Мне исполнилось тринадцать, я родилась в пятницу тринадцатого. От моего отца я получила пару туфель на высоких каблуках. Обычно я всегда носила только туфли без каблуков. От бабушки Луизы, три пары пижам, дюжину цветных носовых платков и конфеты. От дедушки, фонографические записи того типа, которые мне нравятся. Мой дедушка купил их, чтобы я выучила французскую лирику, что сделает Аги (сокращено от Агнес, мать Евы) счастливой, потому что она не в восторге от моих школьных пластинок, за исключением случаев, когда я получаю хорошую оценку по-французскому, потому что фотограф должен быть хорош в языках. Я хорошо знаю венгерский и немецкий, я забыла румынский, но начинаю хорошо говорить по-французски. Я занимаюсь легкой атлетикой, плаванием, катанием на коньках, ездой на велосипеде и физическимий упражнениями. Я написала достаточно сегодня. Вы, наверное, устали, дорогой дневник.

В основном, Ева писала о влиянии анти еврейского законодательства на своего отчима, которого она называла дядей Бела. По ее словам, евреев и румын тогда селили в гетто, чтобы они “не мешали развитию экономики”. Многих тогда заставляли работать в так называемых трудовых батальонах, что по сути означало верную смерть.

26 февраля 1944 г.

Дорогой дневник, со мной произошло нечто странное. Боюсь тебе признаться в этом. Мне кажется, я влюблена. Запишу здесь его имя: Писта Вадас.

Ева была влюблена в старшеклассника по имени Писта. В дневнике она часто упоминала о том, какая у них удивительная любовь и что они в конце концов поженятся.

19 марта 1944 г.

Дорогой дневник, ты самый счастливый в мире, потому что ты не чувствуешь, ты не можешь знать, что с нами случилось ужасное. Немцы пришли!

Ева пыталась притупить эти страхи ссылаясь логические аргументы, которые высказывали члены ее семьи и другие взрослые. Но ей не удалось избавиться от своих страхов относительно будущего.

26 марта 1944 г.

Дорогой дневник, до сих пор я не хотела писать об этом, потому что пыталась выбросить это из головы, но с тех пор, как немцы здесь, всё, о чем я думаю, это Марта (подруга Евы). Она также была просто девочкой, и все же ее убили немцы. Но я не хочу, чтобы они меня убивали! Я хочу стать газетным фотографом, и когда мне будет двадцать четыре года, я выйду замуж за арийского англичанина или, может быть, даже за Писта Вадаса. Я не видела его с тех пор, как пришли немцы, но я даже не думаю о нем, потому что с 19 марта жизнь была настолько ужасающей. Хотелось бы, чтобы я думала о Писте, а не о Марте.

В 1944 году власти Венгрии попытались сделать все для спасения еврейского населения. Была организована масштабная операция по спасению евреев с помощью румынских офицеров и крестьян при поддержке румынских центральных властей. Но операция не увенчалась успехом. Несмотря на все усилия венгерских властей, около 90 тысяч евреев, в том числе Ева, были депортированы в Освенцим, где их убили летом и осенью 1944 года.

29 марта 1944 г.

Господи, Ты ведь, правда, по недосмотру позволил им убить Марту? Теперь Ты поможешь нам?

1 мая 1944 г.

Весь день варила кофе для дяди Белы, а бабушка пьет только коньяк. Никто ничего не говорит. Мне еще никогда не было так страшно, дорогой дневник!

10 мая 1944 года

Дорогой дневник, мы здесь пять дней, но кажется, будто пять лет. Я даже не знаю, с чего начать, потому что с тех пор, как я в последний раз писала тебе, произошло много ужасных вещей. Во-первых, забор был закончен, и никто не может выйти или войти. Арийцы, которые жили в районе Гетто уехали в течение нескольких дней, чтобы освободить место для евреев. С сегодняшнего дня мы находимся не в гетто, а в гетто-лагере, и в каждом доме они наклеивают уведомление, которое точно говорит о том, чего нам делать нельзя. Запрещено всё! Но самое ужасное, что наказанием за всё является - смерть. Нет разницы между нарушениями. Не стоять в углу, не хлопать или не забирать еду. Самое легкое и тяжелое наказание – смерть. Там не написано, что наказание относится и к детям, но я думаю, что это относится и к нам.

14 мая 1944 г.

Как ты знаешь, в окно смотреть нельзя, потому что могут убить даже за это. Но нам разрешается слушать, поэтому мы с Маришкой слушали, как продавец мороженого звенит в колокольчик на другой стороне улицы.

Дневник Евы спрятала некая Маришка. Гувернантка забрала его на хранение именно в тот день, когда ее пропустил в гетто «добрый охранник». Благодаря ей получилось обнародовать эти записи.

29 мая 1944 г.

Дорогой дневник, вот и настал конец. Гетто начали делить на блоки, и вскоре нас всех увезут отсюда.

30 мая 1944 г.

Здесь так тихо, что можно услышать, как жужжит муха. Никто не плачет.

Последняя запись в дневнике сделана 30 мая 1944 года. Тогда Ева писала о том, как ей горько и страшно, поскольку именно в то время нацисты собирали евреев для депортации в Освенцим.

Маме Евы тогда удалось спастись. Она узнала о судьбе дочери-подростка от общих знакомых, в руках которых оказался дневник девочки. Она вспоминала:

До 17 октября Ева жила в лагере Освенцима в тени тяжелых облаков дыма, выходящих из крематория. Но в тот день Менгеле (нацистский офицер) провел свой последний и самый большой “отбор”, ввиду прогрессирующего союзника. Если до этого он просто направлял своих беспомощных жертв влево или вправо, то теперь он был доволен рядами жертв, выстроенными перед палачами. Сам же он искал их в возможных укрытиях. Одна добросердечная женщина-врач пыталась спрятать моего ребенка, но Менгеле нашел ее без труда. Ноги Евы были в ранах.
“Теперь посмотри на себя, – крикнул Менгеле. – Ты лягушка, твои ноги грязные, пахнут гноем!”
Он толкнул Еву к грузовику желтого цвета, на которых перевозил людей в крематорий.
Ужасно, что Ева скончалась от рук нацистского военного преступника Йозефа Менгеле в газовой камере в Освенциме 17 октября 1944 года.

Йозеф Менгеле (на фото средний).  Так же известен, как "Ангел смерти из Освенцима".
Йозеф Менгеле (на фото средний). Так же известен, как "Ангел смерти из Освенцима".

До сегодняшнего дня дневник Евы остается важным наследием и свидетельством трагедии, пережитой еврейским народом в Трансильвании во время Второй мировой войны.

В 2015 году в румынском городе Оради появилась статуя Евы, как символ всех детей, погибших во время Второй мировой войны от рук нацистов Статуя установлена в парке "Бэлческу", на том самом месте, откуда были депортированы в Освенцим живущие в округе евреи.

История Евы служит напоминанием о трагедии Холокоста и опасностях тоталитаризма.

Текст был позаимствован, доработан и исправлен из данной статьи.