Найти тему
Рокет Ворк

Работа с самозанятыми сотрудниками. Что нужно знать?

Оглавление

Мы уже рассказали о статусе самозанятых, плюсах и минусах режима .

Теперь мы бы хотели подробнее описать, как работа с самозанятыми выглядит для юрлиц и представителей бизнеса, какие могут быть риски и как их избежать.

Оптимизация налоговых выплат

Штатный специалист стоит компании дорого. Одни страховые взносы составляют 30,2% от заработной платы, а ведь есть ещё и НДФЛ в 13%, который оплачивается за счёт сотрудника.

Одной из разновидностей налоговой оптимизации является привлечение сторонних исполнителей для оказания услуг. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность предприятия в целом и использовать освободившиеся организационные, финансовые и человеческие ресурсы для развития новых направлений или концентрации усилий, не требующих повышенного внимания. В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации процессы, которые передаются сторонним исполнителям, могут существенно отличаться друг от друга.

Кроме того, сейчас многие компании работают над развитием проектов, для которых требуются разные исполнители под конкретные задачи или разовые задания. Привлечение самозанятых исполнителей в таком случае помогает и юрлицам, и самим специалистам сэкономить на обязательных налоговых выплатах и не заключать трудовой договор, если он не нужен.

Для сравнения:

По договору возмездного оказания услуг между юридическим лицом и физическим лицом, не являющимся самозанятым, придётся заплатить 13% НДФЛ. Кроме того, такая форма сотрудничества создаёт риски как для юридического, так и для физического лица.

Сотрудничество по договору с самозанятым гораздо выгоднее и безопаснее. Налог составит всего 6%, рисков будет гораздо меньше. С точки зрения бизнеса самозанятый напоминает ИП на УСН, не являющегося плательщиком НДС. Соответственно, схема взаимодействия в каком-то смысле отработанная, понятная с точки зрения законодательства и не вызывающая подозрения у банков.

Однако для выгодного сотрудничества и самозанятым, и юрлицам необходимо следовать определённым правилам.

-2

Перед заключением договора — проверка статуса самозанятого

Вы можете проверить наличие статуса плательщика НПД у физического лица, а также задолженность на сайте ФНС. Это занимает всего пару минут, но позволит вам избежать рисков и штрафов. Дело в том, что если самозанятый утратил статус плательщика НПД, то вам как налоговому агенту физического лица по договору гражданско-правового характера осуществить удержание и уплату НДФЛ, оплатить взносы в фонды.

Самозанятый выполняет конкретное задание

Именно этот принцип и отличает деятельность самозанятого от работы по трудовому договору. Поэтому следует прописать задачи, указать стоимость работ. Кстати, письменный договор тоже лучше оформить, но об этом в следующем пункте.

Зачем эти детали?

Такой подход позволит избежать подозрений со стороны Трудовой инспекции или Налоговой службы. А они могут возникнуть, если, допустим, компания на постоянной основе сотрудничает с самозанятым, платит фиксированную сумму в месяц. В таком случае официальным ведомствам может показаться, что компания просто «экономит» и маскирует обычную трудовую деятельность.

Будьте внимательны при составлении договора

В вашем договоре с самозанятым должны отсутствовать понятия: «заработная плата», «трудоустройство», «рабочее время», иными словами, термины, которые описывают отношения между работодателем и наёмным работником по ТК.

Более того, лучше в договор добавить пункты, которые вас обезопасят в случае утраты самозанятым его статуса. Укажите, что вы — Заказчик, а Исполнитель является плательщиком НПД.

-3

Ваш бывший штатный сотрудник не может работать с вами как самозанятый

По закону в течение двух лет с момента расторжения трудового договора бывший сотрудник не может оказывать работодателю услуги как самозанятый. Если это выявит Трудовая инспекция, ФСС или налоговые инспекторы, то вам придётся доплатить налоги и, возможно, начислят штраф.

Помните о закрывающих документах

Чек от самозанятого — ваша защита от доначисления социальных взносов, штрафов, НДФЛ. В чеке обязательно должен быть указан ИНН самозанятого, его ФИО и название компании.

Не лишним будет и акт. Его наличие — своего рода дополнительное подтверждение того, что вы не маскируете под самозанятостью штатную работу.

Пункт со звёздочкой: если ваш самозанятый — гражданин Армении, Казахстана или Киргизии, то нужно в течение трёх дней с момента заключения договора уведомить МВД.

Несмотря на то, что режим самозанятости действует в некоторых регионах с 2019 года, не всё очевидно. Наша технологическая платформа Рокет Ворк позволяет работодателям работать комфортнее, находить новых заказчиков, и не волноваться о том, что может возникнуть налоговая задолженность — платформа автоматически рассчитывает сумму налогу и своевременно производит оплату.

Для заказчиков работ Рокет Ворк — инструмент автоматизации, упрощения документооборота и взаимодействия с самозанятыми. Кроме того, мы всегда готовы консультировать по режиму и предложить возможности для оптимизации документооборота, финансовых выплат и настроить технологическую часть процесса.