Найти в Дзене

5 ошибок, которые не стоит допускать при оформлении договора о найме жилья. Реальные примеры последствий.

Фото автора
Фото автора

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня хотелось бы поговорить об аренде жилья. Многим не под силу купить собственную жилплощадь и они снимают ее у других. Но иногда случаются казусы, которых при грамотном подходе можно было бы избежать. Давайте сегодня разберем ошибки, которые допускаются при составлении договора. Это обезопасит как самого арендодателя, так и жильцов.

Итак, начнем:

  1. Многие забывают указать срок. Если в договоре не указано на какой срок он заключен, это вовсе не значит, что его можно завершить в любой момент. Для договора найма жилья закон установил жесткое ограничение. Он может действовать не более пяти лет. После нужно заключать новый. Вот реальный пример, как действует эта ошибка: собственник не поладил с квартирантами и указал им на дверь, ссылаясь на бессрочный договор, однако жильцы не съехали, и суд встал на их сторону, так как договор найма без срока приравнивается к пятилетнему договору. Рекомендую заключать договор на срок меньше одного года, в противном случае его придется регистрировать в росреестре или же платить штраф 5000 рублей.
  2. Нет пункта о досрочном расторжении договора. Возвращаясь к предыдущему случаю - собственнику не удалось воспользоваться досрочным расторжением договора, поскольку такого условия в нем не оказалось. По закону отказаться от договора досрочно можно лишь в том случае, если в нем есть такое условие, иначе расторгать договор придется в суде. А там нужно доказать, что жильцы допустили существенное нарушение (долго не вносят арендную плату и прочее). Лучше всего подробно изложить порядок досрочного расторжения договора, в какой срок собственник должен уведомить жильцов и каким образом.
  3. Не указано что входит в арендную плату. Закон определяет, что, по умолчанию, коммунальные платежи вносит арендатор, однако содержание жилья, капремонт оплачивает собственник. И эта оговорка однажды дорого обошлась одному наймодателю: жильцы оплачивали коммунальные услуги по счетчикам, он же полагал, что договоренность охватывает всю квартплату, в результате накопился долг, а взыскать его с квартирантов не удалось, так как в договоре ничего не говорилось по поводу коммунальных платежей.
  4. Не прописывается порядок сдачи показаний счетчиков. За содержание счетчиков и своевременную передачу их показаний отвечает собственник жилья, а не квартиранты. Поэтому взыскать с них убытки не удастся, если договор не возлагает на них обязанности следить за счетчиками. Более того, перед тем, как сдать квартиру, собственнику лучше обратиться в управляющую компанию для проверки счетчиков, пусть составят акт, что они полностью исправны. Поскольку квартиранты бывают не совсем добросовестные, и ставят специальные магниты, чтобы меньше платить. А отвечает потом собственник жилья.
  5. Не составили подробную опись. Собственнику лучше всего не пожалеть времени и подробно описать всю обстановку квартиры в отдельном приложения к договору. А потом заверить его подписями обеих сторон. Однажды произошел такой казус: после аренды жильцы сдали квартиру, но вот бытовая техника в ней было явно не то, что прежде. Оказалось, что в описи было указано только наименование производителя (стиральная машина bosch, утюг tefal и так далее), без номера модели и прочей идентификации. Вот и получилось, что квартиранты сдали все по описи, а по факту заменили всю новую технику на старую и, формально, предъявить претензии невозможно. Поэтому не стоит пренебрегать мелочами и включать в договор все, что считаете нужным.

Надеются эти советы помогут вам избежать неприятных ситуаций.