Найти тему
This Day

"Годы проходят, стена остается стеной". 30 лет легендарному альбому группы Чёрный Обелиск.

Тридцать лет назад, 28 марта 1991 года вышел, по-настоящему, легендарный альбом группы Чёрный Обелиск под названием "Стена".

Источник: https://avatars.yandex.net/get-music-content/41288/c3c577e0.a.169014-1/m1000x1000
Источник: https://avatars.yandex.net/get-music-content/41288/c3c577e0.a.169014-1/m1000x1000

В поисках интересной информации об этом альбоме, наткнулся на очень интересный материал, который настоятельно рекомендую к прочтению каждому фанату не только ЧО, но и вообще всем любителям отечественной тяжелой музыки. Это настоящая летопись, в которой затронуты все этапы становления и славы Анатолия Крупнова и группы Чёрный Обелиск. Хочется выразить огромную признательность автору этого материала Максиму Титову. В конце будет ссылка на этот материал, а в этой статье позволю себе выложить некоторые фрагменты, непосредственно касающиеся юбиляра.

Через два года после распада, 1 августа 1990-го ЧО, как легендарная птица Феникс, восстал из пепла. ОБЕЛИСК приступил к репетициям на базе Алексеева, т. е. в Центре Информации на "Водном стадионе".

Первой вещью возрожденного ЧО стала песня под лаконичным названием "Стена". "Я ехал в электричке домой с дачи, - вспоминает Крупнов. - И вдруг меня просто "пробило". До этого момента я находился в некоторой неопределенности. Я точно знал, что не буду делать музыку в струе старого ОБЕЛИСКА, и в то же время еще точно не знал, что я буду делать теперь. И вот именно тогда, в электричке, я все понял. Я как-то сразу придумал рифф и текстовую основу для "Стены", а на примере "Стены" осознал, что мне надо делать дальше. Я понял, что музыка ЧО будет менее навороченная, нежели в 1988 году, но более мелодичная, жесткая и ритмичная (какой собственно "Стена" и получилась), и еще я четко понял, что мне нужно делать упор на бас... Приехав домой я буквально за пятнадцать минут доделал "Стену" до конца и больше ее не трогал. В этом, первоначальном виде, она и вошла в альбом." После "Стены" группа сделала еще одну вещь: англоязычную "We Got Enough". Саму эту фразу придумал Крупнов, а текст написал его приятель Костя Савченко. Эти две вещи ("Стена" и "We Got Enough") были записаны на пленку. Запись производилась на репетиционной базе.

Тем временем пришла пора записи нового магнитофонного альбома. Чем ОБЕЛИСК и занялся перед самым Новым Годом. В новом, 1991 году, материал был сведен и... Наступил долгожданный момент: программа увидела свет. Это случилось 28 марта 1991 года. Запись была мрачновато озаглавлена "Стена", что, однако, навевало ассоциации с одноименным альбомом 1979 года британской группы PINK FLOYD. "Нет, конечно к PINK FLOYD это не имеет никакого отношения (хотя они и являются одной из моих любимейших групп), - говорит Крупнов. - "Стена" - это мое душевное состояние на тот период... К тому же, это название одной из самых удачных песен с того альбома."

Итак, новая программа. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что принципиально новой она не являлась. Часть материала поклонники группы уже могли слышать на
EP "Жизнь После Смерти".

Правда, эту запись практически невозможно было достать, но разве для истинных болельщиков это проблема? Материал с ЕР был переработан, к нему добавились несколько перемикшированных вещей прошлых лет и кавер-версия древнейшего боевика AC/DC. Альбом начинался звуками маршевой ламбады, прерываемой мощнейшим взрывом, за которым следовала стремительная, огнедышащая "Стена". За "Стеной" - англоязычная "We Got Enough" о том, как трудно служить в армии. А после этого ЧО решил углубиться в прошлое. Прошлое - это две композиции периода 1988 года: "Серый Святой" и "Аве, Цезарь". Сыгранные в новом варианте, эти песни очень актуально звучали для 1991 года. Затем следовала вещь под названием "Меч" на стихи Верхарна. (Музыка к этой композиции была написана в соавторстве с Сергеем Комаровым и, после его смерти, на каждом концерте ЧО ребята посвящают "Меч" памяти погибшего барабанщика.) Но вот "Меч" закончился, и мы слышим бой часов. Двенадцать ударов. Неужели? Да, это именно она! Хит всех времен и народов, визитная карточка ОБЕЛИСКА, одна из самых первых песен - это "Полночь"! После "Полночи" - еще одна скоростная вещь "Игрок". Эта песня - переработанный "Последний Герой" (чуть было не вошедший в ЕР "Жизнь После Смерти"). От оригинала в ней остался практически только один припев. И в завершение всего - кавер-версия AC/DC образца 1979 года под названием "Touch Too Much".

Альбом заканчивается все той же ламбадой, исполняемой каким-то полоумным военным оркестром. На протяжении всего альбома, как в старые добрые времена, практически нет ни секунды паузы. Почти все промежутки между песнями были заполнены всевозможными звуковыми эффектами, многие из которых были явно позаимствованы из программы 1987-88 годов.

Интересно, а чем вызван выбор из старого материала именно этих песен: "Серый Святой", "Аве, Цезарь" и "Полночь"? Отвечает Крупнов: "Ну, "Полночь" - это понятно. Просто древнейший хит. "Серый Святой" - это одна из моих самых любимых песен, а "Аве, Цезарь"... "Аве, Цезарь" есть "Аве, Цезарь". Здесь уже ничего не попишешь..." А почему выбор пал на AC/DC? "Сначала мы хотели делать DIO, - говорит Толик. - Но DIO я бы не спел. Потом я планировал "Seek And Destroy" METALLIC'и. А тут как раз вышел новый альбом AC/DC, и Эдик Ратников зогорелся желанием записать какую-нибудь их старую вещь. Так что, это Эдик настоял на "Touch Too Much"..."

Что касается музыкальной стороны альбома, то можно заметить: ОБЕЛИСК стал гораздо мощнее, нежели раньше. Прибавилась динамика, звучание стало плотнее. Ермаков (барабанщик, заменивший убитого Сергея Комарова)прекрасно вписался в коллектив и, что еще важнее, прекрасно сыгрался с Толиком. Ритм-секция получилась просто убийственная. Все соло-партии были исполнены Василием Билошицким. Алексеев отказался от соло, хотя он частенько "грешил" этим в старом Чёрном Обелиске и Триумфальной Арке. Чем было вызвало такое решение? "Еще играя в АРКЕ, - говорит "Алексис", - я привык работать очень плотно с барабанами Комарова. Потом это перекинулось и на ОБЕЛИСК. Если бы я увидел, что второй гитарист ЧО может также плотно, как я, играть с барабанщиком, то с удовольствием посолировал бы и сейчас..." Текстовая направленность тоже изменилась. Если раньше тексты песен блуждали где-то в мрачных глубинах подсознания, то теперь они стали более реалистичными, хотя и не менее мрачными по своей сути. Только теперь это была несколько другая мрачность. Так сказать, "мрачность бытовая". Что лучше? Это неизвестно. Главное, что Крупнов остался верен своему принципу: писать хорошие стихи с глубоким смыслом. "Я не понимаю детской чертовщины нашего треша, - говорит Крупнов. - Это же дебилизм - писать такие стихи. Посмотрите на Запад: разве METALLICA или SLAYER дебилы?..."

Как и обещал в начале статьи - ссылка на оригинальный текст: "ИСТОРИЯ ГРУППЫ ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК" Автор Максим Титов.