На севере главной улицы в древней японской столице Киото стояли ворота Судзаку – парадный въезд в резиденцию императора. Расёмон – это ворота, стоявшие в южном конце главной улицы. Но не смотря на всю монументальности - ворота имеют дурную славу, потому что для многих это является пристанищем для разбойников, воров, а многие бросали здесь детей на произвол судьбы. Акира Куросава - самый известный японский режиссер, открывший свою родину для всего мира кинематографа. И дело не только в международных премиях, а в раскрытии культуры.
«Ты влезь на ворота и посмотри: тут неприбранных покойников валяется полдюжины»
"Расёмон" - признанная классика детективов, рассуждающая на тему правды и лжи. В лесной чаще был убит самурай Такехиро, а его жена Масаго изнасилована. Преступник был схвачен, даже дал показания и признал свою вину. Казалось бы, все ясно, но показания, оставшейся в живых жены самурая говорят об обратном. Рассказанная ею история, совсем непохожа на ту, что поведал бандит, неизменными остались лишь факты: жена изнасилована, муж мертв. В этой запутанной истории будут еще два свидетеля но и у них история, отличающаяся от остальных версий. Где же истина? Кто из них говорит правду, а кто лжет? Об этом Куросава и снял фильм - в мире людей нет настоящей истины. Но при этом автор рассуждает на тему того, почему так происходит в мире. Бесчестность, эгоизм, попытки выгородить себя и выставить в лучшем свете – вот что движет людьми тысячи лет. Автор с помощью одной истории показывает, что все люди лгут, хотя сами этого не замечают. Но почему к концу мы так и не получаем правду? Она оказывается слишком жестока для каждого участника событий. В ходе преступления опозорились все участники, даже мимо проходивший дровосек. Правда слишком жестока и может задеть честь, а дабы её сохранить, каждый немного искажает историю и в этот момент появляется ложь.
Если говорить о технической части, то здесь фильм сильно проигрывает, ведь снят он был в середине прошлого века. Поэтому серьезных сосредоточенных самураев, убивающих людей одним ударом вы здесь не увидите. Даже наоборот, бои от части будут казаться смешными. А актерская игра выглядит слишком театрально, что в принципе, характерно для кинематографа того времени, но иногда проскакивает мысль, что актёры перебарщивают. Но вот что касается сюжетной составляющий, здесь этот аспект с легкостью уделывает многие современные картины.
"Расёмон" - отличный фильм, наполненный глубоким смыслом, над которым так или иначе задумываешься.