Накануне Всемирного дня театра клуб «Феникс» отправился за кулисы Народного дома имени А.С. Пушкина и разыскал там… псково-печерского кота Владыку, кота Молоколамска с «Хлебного хутора» и даже двойника самого архимандрита Марка, парящего над всем сущим.
После этого визита в запасниках Псковского театра драмы поубавилось конфет, а в Псково-Печерском монастыре стало в два раза больше старцев Ион, чем было до сих пор.
А главное, птенцы «Феникса» лишний раз убедились в том, что любое искусство, и театральное в том числе, использует множество религиозных символов, и так же, как религия, занимается спасением человека.
Шаляпин и Карл Маркс на псковской сцене
Путешествие воспитанников клуба «Феникс» в Псковский театр драмы началось с экскурса в историю этого учреждения культуры, которое было открыто в 1898 году как «Народный дом имени А.С. Пушкина», но в разные времена называлось по-разному: то «коммунальным» театром, то «ленинградским»…
А теперь является филиалом Александринского.
Дети узнали, что сто один год назад на сцене Псковского театра выступал Шаляпин, причём за еду.
В качестве гонорара за свой псковский концерт он получил пуд (то есть, 16 килограммов) масла, пуд свинины да двадцать фунтов (в одном фунте примерно 400 граммов) шпика.
А что самое интересное, во время своих единственных псковских гастролей Шаляпин спел не только в Народном доме имени А.С. Пушкина, но и в Доме Святой Троицы.
Причём, в соборе он спел задаром, хотя его любимой присказкой была «бесплатно только птички поют».
Так вот, на следующий день после концерта в театре знаменитый певец отправился в Псковский кремль и, пока верующие обходили Троицкий собор крестным ходом, запел в храме.
По свидетельству тех, кто при этом присутствовал, когда его великолепный голос зазвучал под сводами собора, «вдруг полились божественные звуки», «словно из органа».
Выходя из церкви, Шаляпин вдобавок подпел верующим, которые стояли на площади и выводили «Спаси, Господи, люди твоя» по поводу Николина дня.
И снова его могучий бас произвёл ошеломительный эффект, усилив впечатление от многоголосой молитвы, которую псковичи возносили Всевышнему.
…Сорок лет спустя на сцену бывшего Народного дома вышли основоположники марксизма-ленинизма. Оказывается, псковский театр чуть ли не первым в мире поставил спектакль с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
…А ещё через 50 с чем-то лет в этом театре побывал Владимир Путин.
И вот наконец-то пришла очередь воспитанников клуба «Феникс».
«Вам не понять»
В день, когда «Феникс» пустили за кулисы Псковского театра драмы, там готовились к очередному показу спектакля «Соседи».
Как пояснили детям сотрудники театра, это такой весёлый спектакль про жильцов одного многоквартирного дома, которые ругаются между собой и дружат, сообща переживают несчастья и вместе радуются успехам каждого:
«В общем, это про то, как люди жили раньше. Вам, наверное, трудно себе представить. Ведь сегодня даже соседи по лестничной площадке не всегда друг с дружкой знакомы и иногда даже не здороваются. А когда-то соседи по дому чувствовали себя одной семьёй, хоть и не были родственниками, и во всём друг друга поддерживали… Вам, современным детям, не понять».
Как же «не понять», подумали про себя современные дети из «Феникса», разглядывая декорации и бутафорию спектакля «Соседи», как будто завезённые в театр с «Хлебного хутора».
«Как будто у нас в клубе не так».
Любите ли вы театр, как его любил сами знаете кто
В большом зале Псковского театра драмы ради почётных гостей из «Феникса» зажгли люстру в 54 лампочки, свет от которых переливается в 19 тысячах хрустальных подвесок, и театральные «пистолеты», из которых художник-осветитель выборочно «стреляет» по героям спектакля.
После чего сотрудники театра усадили гостей в первый ряд партера и предложили им угадать, чьи бюсты спрятаны в боковых нишах.
Воспитанники «Феникса» узнали и Пушкина, и Достоевского, и только Виссариона Григорьевича Белинского разглядывали с недоумением: «Кто это мог бы быть?».
Зато когда экскурсовод объяснила им, что это тот самый «неистовый» дяденька из учебника, которому принадлежат посвящённые театральному искусству бессмертные строчки, в гулких коридорах театра ещё долго раздавалось, повторяемое на сто ребячьих голосов:
«Любите ли вы театр так, как люблю его я?...»
(«то есть, всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»)
За конфетками
Когда самые юные, «жадные и страстные» до театральных впечатления набились в мастерскую главного художника Псковского театра драмы, Заслуженного художника России Александра Стройло, то первым делом спросили, есть ли у него «конфетки».
Александр Григорьевич не подвёл и как истинный Мастер тут же разыскал среди своих инструментов и материалов большущий пакет с вдохновением в блестящих фантиках.
А пока утомившиеся печорские гости сосредоточенно жевали, озираясь по сторонам, рассказал им, почему у него в мастерской так много раскрашенных вручную разноцветных рубашек с портретами каких-то людей в медицинских масках (оказывается, это костюмы для будущего спектакля про коронавирус) и зачем он нарисовал столько всевозможных Достоевских на ткани, бумаге и деревянных дощечках (тоже для будущего спектакля – про кружок петрашевцев, за участие в котором Достоевского приговорили к смертной казни).
Подкрепившись, воспитанники «Феникса» сразу же захотели взять у Александра Стройло мастер-класс росписи по ткани, чтобы наделать себе на лето таких же креативно разукрашенных толстовок и маек, какие у него во множестве развешаны вдоль стен.
Художник сказал, что был бы только рад, но при одном условии: если бы творческий клуб «Феникс» находился где-нибудь поближе.
В итоге стороны так и не договорились, кто к кому будет ездить на занятия: «Феникс» к Александру Стройло или Александр Стройло к «Фениксу». Главное, конечно, чтоб с конфетками.
С Пушкиным на дружеской ноге
Тем временем архимандрит Марк узнал на одной из картинок в мастерской художника профиль настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы, с которым дружил Пушкин.
Это тот самый игумен Иона, чьими прибаутками разговаривает бродячий монах Варлаам в драме Александра Сергеевича «Борис Годунов».
Настоятель Иона, которому было поручено надзирать за ссыльным Пушкиным, со своей стороны, отчитывался секретному агенту, что поэт ведёт себя максимально благопристойно и вообще… «живёт, как красная девка».
«У нас в монастыре тоже есть отец Иона», - обрадовался архимандрит Марк.
И художник Александр Стройло тут же подарил ему картинку со снетогорским Ионой – пускай, мол, их в Псково-Печерском монастыре теперь будет двое.
Петербург в печорской деревне
Монах и художник заодно обсудили совместный проект Псковского драмтеатра, общественного молодежного движения «Лига молодежи Псковской области» и Псковской митрополии «Псков в истории православия в России», благодаря которому псковичи вспомнили про уничтоженные за годы советской власти древние храмы.
Александр Стройло также рассказал, что сейчас работает над фильмом про Святую Ксению Петербургскую и что натуру для съёмок он вместе с создателями этой картины ищет как раз в Печорском районе Псковской области.
Например, подходящий по интерьеру храм они разыскали в деревне Залесье неподалёку от Псково-Печерского монастыря.
Возможно, там теперь и будут снимать старый Петербург.
«Вы такой позитивный человек!» - восхитились, слушая всё это, дети «Феникса».
«А что же? Плакаться что ли? – ответил им художник. – Жизнь-то – хорошая штука!»
Куда телеканал «Звезда» - туда и мы
Забираясь всё глубже и глубже в недра закулисной жизни, гости из «Феникса» оказались в театральной костюмерной и узнали, где можно взять напрокат одежды пушкинской эпохи.
Например, гусарский ментик или платье Татьяны. А хочешь – костюм принца Лимона из спектакля про Чиполлино или кафтан Бориса Годунова с меховой царской шапкой.
При этом выяснилось, что, например, съёмочная группа телеканала «Звезда» то и дело наведывается в Псков за историческими нарядами.
В частности программа «Не факт» побывала в костюмерной Псковского театра драмы в тот же самый день, что и «Феникс» (получается, петербургские телевизионщики чуть не столкнулись с печорскими гостями в дверях).
Сны о чём-то большем
Дольше всего гости из «Феникса» задержались в театральной галерее «Цех», где сейчас проходит выставка «Демонология нашего района» художницы из Петербурга Ирины Москвиной (Глебовой).
Удивительные инсталляции Ирины вызвали у экскурсантов из Печор множество неожиданных ассоциаций.
А некоторые сюжеты показались им донельзя знакомыми. Например, «Франциск Ассизский, рассказывающий котикам про Рождество» .
Ну разве не удивительно, что у этого католического святого был большущий рыжий кот.
И ещё один, чем-то похожий на кота Молоколамска с «Хлебного хутора», которому в качестве телохранителей прислуживают две собаки.
Мало-помалу воспитанники «Феникса» узнали в куклах Ирины Москвиной и других своих знакомцев, а некоторые - даже самих себя.
Как вдруг кто-то из них задался вопросом, а нет ли среди героев этой выставки самого архимандрита Марка.
И что вы думаете? Нашёлся! Сходство оказалось столь явным, что батюшке ничего не оставалось, как согласиться с такой трактовкой, после чего он растолковал инсталляцию Ирины Москвиной под названием «Белые ночи» на свой манер, обнаружив в этом произведении немало скрытых символов из Священного писания:
Разглядывая этот и другие выставленные в галерее «Цех» экспонаты , птенцы «Феникса» задали экскурсоводам сто вопросов.
Наверное, ещё ни разу на этой выставке не появлялось одновременно столько молодых людей, исполненных искреннего благоговения перед чудом творчества, которое дано человеку свыше.
Они так старались разгадать все до одного ребусы художника Ирины Москвиной, что в какой-то момент сотрудники театра приняли их пытливость за порицание.
«Вы осуждаете?» - насторожились кураторы выставки.
«Нет, мы хотим понять замысел автора, - горячо возразил архимандрит Марк. – Понять природу творчества!»