Вместо предисловия – присказка строителей КАМАЗа:
«Бетона нет – сидишь и куришь,
Пришёл бетон, берёшь лопату и шуруешь!»
Рассказывает Шатунов Виктор – бригадир бетонщиков, строивших автодорогу №1.
«Теперь то время, когда мы здесь начинали, кажется далёким-далёким… Смешно сейчас вспоминать нашу коммуну, где каждый готовился своротить горы на строительстве КАМАЗа. Но просуществовала наша бригада ровно год, а потом распалась. Даже не распалась, а разделилась. Первым ушёл из неё мой друг - Саша Пермяков, за ним потянулись некоторые другие. Тут разные причины были. Главная из них, по-моему, разброд среди ребят получился, когда нас послали на время в Казань работать. Шли маленькие заработки, у меня опыта организатора не хватило. На романтику всё давил. А жизнь есть жизнь. Ребятам, кроме весёлой компании, требовалось что-то покупать, по –человечески отдыхать… Поредели тогда наши ряды… Шесть человек в армию ушли, многим надоела дорога. И осталось от нашей прославленной бригады всего ничего… Идеализировали мы малость и стройку и жизнь. Всё находились под каким-то пусть боевым, но временным настроением. Слишком легко и весело отнеслись некоторые из нас к строительству КАМАЗа, переоценили собственные силы. Правда, из новеньких тоже попадались такие. Пришёл к нам один москвич, до этого в «Промстрое» бетонщиком работал, фундамент они укладывали под опоры теплотрассы. Видно, приглянулась парню наша известность. Бетон как раз в это время хорошо шёл, работали без перекуров. Поскучнел новичок от такой «весёлой» жизни. Поработал он на нашем бетоне день, на другой ушёл раньше времени, на третий поковырялся с лопатой, уехал и больше не появился.
Да и понятно. За семь часов мы, случалось, принимали по 38 МАЗов бетона. Это 122 куба на 7 человек в смену. Непросто свалить в опалубку эти кубы, как это делают, скажем в «Промстрое». У нас свалил с машины бетон в кучу, потом разбрасываешь его лопатой. Тянешь по нему виброрейку, где не хватает – подбрасываешь, где много - отбираешь. Девчонки остаются заглаживать, а мы к следующей куче, и опять лопатками, лопатками. Бывает сил уже нет никаких, а машины идут одна за другой, одна за другой. И отказываться нельзя – добро же пропадёт…
Работа – великая вещь. Часто очень тяжёлая, изнурительная, она превращается в праздник. Я не преувеличиваю. Здорово ехать по «своей» дороге, здорово встречать на улице шоферов, которые спрашивают: «Завтра где твоя бригада работает? Буду вам бетон возить». Больше всего люблю дороги…»
Внизу автодорога №1. 1970 год. Начало строительства.
И ещё один интересный факт.
В апреле 1971 года во время проведения коммунистического субботника в бригаде Виктора Шатунова бетонщиком работал ни много, ни мало, а Табеев Фикрят Ахмеджанович – первый секретарь Татарского обкома КПСС.
Посмотрите сохранившиеся фотографии с этого субботника.
Внизу фотография, сделанная после окончания субботника.