Данный рассказ был написан мною в августе 2020 г. Натолкнуло меня его написать вдохновение от рассказа товарища.
Рассказ «Конец лета»
Лето неумолимо подходило к концу. Уже не такими теплыми были ночи, и полуденный зной уже не успевал до конца раскалить уставшую за сезон землю. В небе, ставшем в последние дни выше и прозрачней, все чаще можно было заметить стаи улетающих на юг пернатых. Некоторые деревья уже сменили свой малахитовый наряд на более блеклые, но не менее привлекательные одежды предосеннего межсезонья. Везде чувствовалось приближение осени…
Сегодня с утра моросил мелкий промозглый дождик. Небо было затянуто свинцовыми низкими тучами, которые, казалось, задевали верхушки сосен. В лесу отчетливо чувствовался запах сырой опавшей листвы и свежих грибов.
Андрей брел через лес с рюкзаком за спиной. В руках у него для удобства была большая сучковатая палка, на которую он иногда опирался, обходя болотистые места. Одетый в теплую осеннюю куртку и резиновые сапоги, он не чувствовал той прохлады уже по-настоящему осеннего леса. Скорее наоборот: от интенсивной ходьбы на лбу Андрея выступила испарина, и свою куртку он все время порывался расстегнуть до отказа.
В этот день парню почему-то не везло с грибами. Он так давно мечтал об этой свой прогулке, так жаждал вдоволь насладиться лесными красотами, ну, и конечно, вернуться домой с “уловом”. Но если с первым пунктом его плана-минимума было все в порядке, то вот с поиском грибов его ожидала неудача. То ли вездесущие толпы местных грибников уже оприходовали заветные уголки леса, то ли с погодой Андрей немного не угадал, - но факт остается фактом: домой приходилось возвращаться практически с пустым рюкзаком. Солнце уже неумолимо клонилось к закату, и сгустившиеся сумерки навевали на лесные опушки какую-то зловещую мрачность и таинственность. До железнодорожной станции нужно было еще пройти километра два через редколесье и заваленный валежником старый ольшаник. Андрей, уставший и несколько разочарованный, брел, смотря себе под ноги и загребая носками сапог опавшую листву и хвойную подстилку. Отнюдь не радостные мысли теснились в его голове. Почему-то вспомнилось беззаботное детство, когда все было весело и понятно, и шальная юность, окрылявшая и дающая надежду на исполнение самых причудливых мечтаний. Но рано или поздно розовые очки пришлось снять и окунуться в обыденность будничных скитаний, доводов, опостылевшего поиска правды и еще более опостылевшего выявления лжи. Как оказалось, далеко не всегда намеченную цель можно достичь, лишь протянув к ней руку, как бывало в детстве… Современный мир жесток и черств, и, чем выше амбиции, чем иллюзорнее поставленные цели и задачи, тем больше препятствий и барьеров приходится встречать на пути. Врожденное честолюбие в данной ситуации не всегда играет на пользу. Очень скоро наступает разочарование от не исполнившихся в срок намерений, которое влечет за собой в лучшем случае апатию и безразличие к собственному делу, - крайним же вариантом может быть возникшая на этом фоне депрессия, сама по себе еще более усугубляющая ситуацию.
“Результат сегодняшней тихой охоты очень наглядно продемонстрировал всю тщетность моих жизненных поисков”, - с горечью подумал Андрей, сам не зная почему проводя такую аналогию.
Сумерки все сгущались. Парень уже дошел до старого разросшегося ольшаника, под сенью которого было уже совсем темно и даже страшновато. До станции оставалось рукой подать. Как вдруг… Андрея насторожил какой-то тихий, но весьма отчетливый звук, больше походивший на человеческий шепот. Он оглянулся. Вокруг никого не было. Ни один листик на деревьях не шелохнулся. Решив, что ему померещилось, парень двинулся дальше, но в следующий момент снова услышал уже знакомый звук, даже более явный и отчетливый. Можно было разобрать даже, что именно было произнесено: “Не ходи туда – беда тебя там ожидает, не вернешься.” Андрей оторопел. Он никак не мог понять, откуда именно исходит этот таинственный шепот. “Уж не перегрелся ли я на солнце сегодня?” – исподволь закралась мысль в его голову. Но, проанализировав, какая совсем уж по-осеннему нежаркая погода была весь день, понял, что данная версия сомнительна. В этот момент одна ветка стоявшей дальше других старой полузасохшей ольхи дернулась под нажимом чьей-то руки, и перед до предела удивленным взором парня предстало некое существо, только весьма условно напоминавшее человека, вернее, старушку. Ростом чуть более метра, одетая в старые, потрепанные лохмотья и повязанная таким же ветхим шерстяным платком, старушка вы-глядела более чем необычно. Ее лицо напоминало чем-то морду лисы, с такими же хитрыми, прищуренными глазками и острым вздернутым носом, которым она, казалось, все время старалась что-то унюхать. В маленьких скрюченных костлявых ручках бабушка держала полотняный мешочек, набитый какими-то вещами. Постоянно перебирая тесемки на мешочке, она своими хитрыми маленькими глазками-пуговками как будто просверливала Андрея насквозь.
- Так не ходи ты туда, на электричку свою. Вижу, сомневаешься ты и не веришь мне. А зря.
- С чего Вы взяли, бабушка, что мне не стоит идти в ту сторону? Мне же домой пора. Если я не успею на электропоезд, то ночевать мне придется в лесу…
- Ничего, сынок. Не придется. А делай, как я говорю. Иначе уже ничего изменить нельзя будет.
- Да что изменить-то?! – уже почти в сердцах выкрикнул Андрей.
- Увидишь, если меня послушаешь.
С этими словами старушка исчезла так же неслышно, как и появилась.
Андрей только глаза выпучил, пытаясь убедить себя, что все это ему сейчас не померещилось. На том месте, где только что стояла чудная бабка, остался лежать маленький полотняный мешочек – реальное доказательство того, что ему это все не привиделось. Парень наклонился к мешочку и поднял его. На вес он был тяжеловат. Андрей развязал тесемки и извлек из мешка небольшую металлическую шкатулку. Сразу было видно, что шкатулка была древняя, старой чеканки, с инкрустированными в крышку разноцветными камнями, о действительной стоимости которых оставалось лишь догадываться. Андрей попытался открыть шкатулку, но это ему не удалось. Она была закрыта на ключ. Встряхнув ее, парень услышал отчетливый звон. Желание заглянуть внутрь только усилилось. “Где же может быть ключ?” – лихорадочно пытался сообразить Андрей.
Вывернув наизнанку мешок и не найдя в нем ничего, парень стал тщательно изучать замочную скважину: скважина как скважина, ничего необычного.
Гудок далекой электрички внезапно прервал его тщетные попытки. Андрей повернул голову в сторону железнодорожного полотна и увидел приближающийся электропоезд. Уже на подходе к станции электричка внезапно затормозила, но по какой-то непонятной причине последние вагоны, издав жуткий скрежет, оторвались колесами от рельсов и практически на полном ходу обрушились под насыпь. Людские крики, лязг, скрежет искореженного металла – все слилось в единую жуткую какофонию… Ужасная катастрофа! Андрей не мог оторвать взгляда от развернувшейся перед ним картины. И не столько сам факт трагедии будоражил сознание юноши, сколько слова предостережения, которые буквально несколько минут назад были донесены ему тщедушной чудаковатой старушкой. Получается, она все знала заранее и предупредила его о надвигающейся опасности. Его взгляд упал на шкатулку, которую он до сих пор держал в руках. Драгоценные камушки загадочно поблескивали в свете заходящего солнца. Случайно надавив пальцем на один из камней, ярче других отливающий мерцающим фиолетовым цветом, Андрей отметил, что крышка шкатулки приоткрылась. Вот в чем, оказывается, был ее тайник! Руки Андрея нервно задрожали, когда он заглянул внутрь. На дне шкатулки лежала металлическая подкова. Взяв ее в руки и поднеся поближе к лицу, парень прочитал надпись, выгравированную на ее поверхности: “Не спеши за счастьем, ибо несчастье быстрее бывает.” Он сел на землю и вытер рукавом пот со лба. Перед глазами пробежали картины детства, юности, попытки самореализации, зачастую оканчивающиеся фиаско, даже полупустой рюкзак для грибов отчетливо проплыл в его сознании. Лицо его просветлело, и подхватив свои вещи, Андрей вприпрыжку побежал в сторону трассы ловить попутку.