Одной из интереснейших страниц истории Урала является староверие. Раскол привел к исходу на Урал сохранивших старую веру людей. Староверческие общины смогли выжить и закрепиться в крае, так что значительная часть уральцев до революции явно или тайно были старообрядцами. Это нашло свое отражение в обилии старообрядческого медного литья - икон и особенно крестов. Среди последних встречаются крайне интересные образцы, зачастую весьма загадочные.
В качестве примера покажу один из самых необычных крестов.
Кресты с подобной лицевой стороной весьма распространены, датируются XVIII - XIX вв. и связываются с Нижним Новгородом и шире с Поволжьем. Размер 16 см на 10 см, толщина 0,5 см. На Урале встречаются часто.
Но вот с таким оборотом кресты встречаются весьма нечасто - скопирован нательный крест.
Необычен и столь глубокий ковчег, характерный скорее для мощевиков
Что это за крест и почему он так спрятан?
Обычно его связывают с крестом протопопа Аввакума - но тот крест хорошо известен, см. обсуждение http://mednolit.ru/forum/10-33209-3 , там же без разъяснений приведены фотографии креста, аналогичного обсуждаемому.
Особенно непонятно несоответствие иконографии крестов - ожидаемо копирование почитаемого креста, но на лицевой стороне архангелы, спускающиеся к распятому Христу, на обороте - над Христом херувим.
Нательный крест как личная святыня был крайне значим для верующих, надевать крест другого человека считалось нехорошим знаком, привлечением к себе чужих невзгод и бед, недаром бытовало выражение "нести чужой крест". Поэтому для копирования и скрытого ношения креста чужого явно были нужны какие то особые причины. Если это действительно копировали крест Аввакума как почитаемого всеми староверами мученика за истинную веру, то возможно такой крест означал обет быть столь же верным староверческой традиции.
Дополнительно отмечу что сохранился подвес - обычно считается, что кресты носились на шнурке, но теперь можно увидеть: подвешивали вот за такую подвижную бронзовую петлю.