Найти тему

Какие возрастные кризисы переживает ребёнок, и что нужно знать о них родителю?

Продолжим говорить про самое дорогое - наших детях, с целью предотвратить и не навредить. Переходим к периоду осознанной жизни, с кризисами же первых годов и, главное, родительском участии в этом процессе можно ознакомиться здесь.

Итак, чадо подрастает, детская очаровательность отступает, и ей на смену приходит вестник взрослой жизни - школьная пора. В возрасте 7 лет ребёнок готов к изменениям своего социального статуса из-за формирования в префронтальной коре головного мозга важного процесса, отвечающего за волевое поведение (это когда хочется совсем другого, например в парк и побегать, но вопреки этому учится сам и другим не мешает), планирование (вечером сделать уроки, а утром до школы останется время на прогулку и стрелялки) и целеполагание (это череда каких-то действий, которые приведут в итоге к результату. Например, надо понять, из каких крючков и палочек состоят буквы, с какой стороны приступать к их написанию, и в итоге научиться использовать их при написании слов и предложений).

Картинка взята с сайта pixabay.com
Картинка взята с сайта pixabay.com

То есть сам факт того, что он в состоянии принять новую действительность, в которой нужно сидеть послушно на своём стуле и слушать учителя по 40 минут подряд, а не прыгать, веселиться и мешать окружающим - это как раз то самое бесценное развитие префронтальной коры, которое приходится на внутренний кризис 7-летнего возраста. В ходе него молодой организм приобретает ключевые социальные навыки, необходимые для функционирования в обществе, в котором у каждого есть своя роль и задачи. Касаемо ребёнка, - это ходить в школу, признавать авторитет учителя, делать домашнее задание и давать отчет в усвоении изученного материала, что в разы превосходит его предыдущие обязанности, состоящие в том, чтобы быть послушным или хотя бы сносным ребёнком и слушаться ближайших родственников.

Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле.

Ещё один важный навык семилетки состоит в предвидении последствий при принятии того или иного решения. То есть наивность в духе "а я не знал, что так получиться" будет сходить на нет, ведь ребёнок уже начинает разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо, и откуда у того и другого ноги растут. Конечно имеет место быть, и чем дальше, тем больше, самостоятельность в принятии решений, потому что захочется всё постигнуть опытным путём, пытаясь опровергнуть или поставить под сомнение то, что говорят взрослые. Потому что это естественный процесс развития личности, как самостоятельной и автономной единицы. И как бы нам, родителям, не хотелось указывать, как надо, мешаться под ногами и чуть ли не думать за своё чадо, эта излишняя опека может развить у него инфантилизм, с которым самим же и придётся иметь дело.

Итак, почему же все вышеперечисленные чрезвычайно полезные социальные навыки называют кризисом? Напомню, что в психологии суть любого кризиса - это выход из него с приобретением качественно нового уровня развития, что как ничто описывает ситуацию с превращением вчерашнего детсадовца в сегодняшнего ученика младшей школы.

Картинка взята с changeonelife.ru
Картинка взята с changeonelife.ru

В 14 же лет наступает кризис идентичности, когда подросток замыкается на себе. Есть он и есть весь остальной мир. Психологически это очень похоже на эмоциональные качели трёхлетки, когда проходит перестройка всего организма на уровне иммунитета и гормонов, с одной стороны, приходиться справляться со всё возрастающей учебной нагрузкой, с другой, переживать сложные социальные процессы в среде себе подобных, с третьей стороны, и бонусом противостоять взрослому поколению, которое очень часто угнетает своей нетерпимостью.

Родители и государственная общеобразовательная система, как всегда из лучших побуждений, ставят ребёнка в жесткие рамки ограничений, уровень которых в 10 (!) раз больше, чем в жизни обычного взрослого, в 3 раза больше, чем у госслужащего (какая неблагодарная работа...) и даже в 2 раза больше, чем у тюремного заключенного (!!). Таким образом, жизнь подростка - это совсем не сахар, и надо прилагать усилия для облегчения его жизни в те моменты, в которых мы способны это сделать.

Резюмируя, задача любого возрастного кризиса - большая и большая автономия. Задача родителей - не давить и не подавлять. И понимать, что ваш ребенок не поломался и не испортился, а всё это - закономерная часть его развития, в ходе которой надо выступать с позиции тренера, который поможет всё перерасти. Утешить, поддержать и помочь смириться с реальностью. И главное, дать простор и зазор для будущей самостоятельной жизни.

Любите и берегите своих детей! Обнимаю вас, не забывайте подписаться на канал, и до новых встреч!