Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Авария в Суэцком канале отнюдь не случайна. Разбираемся, что к чему

Водный транспорт мало того что второй после гужевого в истории технического развития цивилизации, он до сих пор еще и самый дешевый. Вот уж воистину: бери больше, вези дальше. Ведь за пользование международными водами никому платить не надо. А раньше платить и за ветры не приходилось, потому-то парусники — рекордсмены дешевизны.

Все изменилось с изобретением пароходов, а потом теплоходов: уголек да солярка денег стоят. А догружаются в трюмы в иностранных портах. И хотя моряки престали быть игрушками в лапах ветра, за возможность контролировать маршрут и время его прохождения нынче расплачиваются твердой валютой. Ситуацию могли бы перевернуть атомоходы, обладающие полугодичной автономностью хода, да вот незадача: все они числятся по военным ведомствам, причем разных государств, и перевозят только пушки, ракеты и прочий взрывоопасный груз. Короче, связываться с ними себе дороже.

И все равно водный транспорт — самый дешевый. Конечно, там, где еще есть водная гладь. Но там, где ее нет, можно ведь прорыть каналы. И тем самым сократить расходы.

Эта счастливая мысль давно пришла в головы морякам, политикам и инженерам. Только не сделала она их счастливыми, скорее, наоборот, разделила на счастливчиков и тех, кто гнет на них спину. Так было и с Суэцким каналом. В буквальном смысле — он усыпан метровым слоем из костей тысяч и тысяч землекопов, причем не только египтян, но и европейцев, гнувших спину в зной и сырость ради того, чтобы сотня-другая международных богатеев набили еще туже свои карманы. И спекулировали, спекулировали, спекулировали. А затем шантажировали и убивали друг друга.

Суэцкий канал еще даже не начинал строиться, а война за него уже шла полным ходом. И продолжается до сих пор. Если не верите, почитайте пьесу Оскара Уайльда «Идеальный муж», написанную в далеком 1895 году. Она про то, как британское правительство моментально погрязло в коррупции, едва первая лопата выбросила вверх синайский песок поблизости Суэца. Да, идеальных каналов не бывает, и Суэцкий  не исключение. Он, вроде бы, сегодня и вырван из цепких лап мировой коррупции и даже национализирован Египтом, да только международные спекулянты продолжают на нем наживаться и по сей день.

Сколько именно в день, желаете знать? Ой, друзья, бывают такие цифры, которых лучше вам не ведать. И мы никогда бы не пронюхали о них, если бы неделю назад одно судно, правда, очень-очень большое  —  контейнеровоз Ever Given длиной в четыре футбольных поля, шириной в одно, а высотой вместе с грузом с 20-этажный дом, на приличной скорости вдруг не врезалось в берег. Сначала носом в один, потом в другой — кормой, и таким образом закупорило Суэцкий канал. Ширина которого всего 250 метров. Началась паника. Биржевая. Линейка ожидающих кораблей вытянулась в море на десятки километров. Торговля застопорилась. Нефть в цене поползла вверх. И агентство Bloomberg выдало секрет: из-за блокировки канала мировая экономика теряет в сутки… 10 миллиардов долларов. А общие потери могут составить 230 миллиардов «зеленых».

Что вы думаете, какая часть из этих денег уплывала раньше в карманы международных торгашей?

Кстати, возможно, это они, торгаши-плохиши, и закупорили Суэцкий канал, а вовсе не египетский лоцман, песчаная буря или японский компьютер-автопилот на тайваньском судне. Закупорили, потому что хотели устранить слишком успешного конкурента, чья экономика единственная уже пошла в рост после пандемии. Тайвань, перевозящий в Европу товары «красного» Китая на японском судне под панамским флагом, — вам не кажется такая комбинация парадоксальной? Мало того — подозрительной?

Вы впадете в еще большие сомнения, когда узнаете, что название судна Ever Given можно перевести как «Если бы да кабы». А еще от того, что в эти же дни, только уже внутри континентального Китая, автомобильный грузовик той же компании, чей контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал, перекрыл и федеральное шоссе. В китайских соцсетях сейчас бурно обсуждают и это странное совпадение, и другие такие же. А именно: идентичные логотипы на фуре и судне, а также схожие обстоятельства аварий. Оба транспортных средства вдруг отклонились именно вправо, затем остановились под углом примерно 45 градусов и собрали за собой гигантские пробки. И вызвали гигантские убытки, прежде всего, для производителей в КНР.

Нет, идеальных каналов не бывает, потому что они узкие. По определению. И в данном случае есть только один широкий и альтернативный, даже идеальный маршрут для тех же товаров из Китая в Европу. Если по сухопутью — то это «Новый Шелковый путь» через Беларусь. А если по воде — то через русский Северный Ледовитый океан, на котором навигация теперь открыта круглый год.

Земной шарик — он же ведь круглый, правда! Стоит только в это поверить.

Вадим Елфимов

Автор фото: Global Look Press