Кураповские скалы с порогами и ступенчатым водопадом, с мистической Ведьминой рощей на руинах Кураповской ГЭС, с соседствующей дубравой Тютчевского леса, повисшей над каньоном, в который убегает бурный поток Красивой Мечи, с ковыльными полянами балки Кураповский Верх являются живописным чудом и внесены в перечень оригинальных памятников природы Липецкой области, служат отличным местом рыбалки, активного отдыха и туризма.
Бурный поток от тающего ледника, будто гигантской фрезой прорезал русло Красивой Мечи в каменном холме – так появились Кураповские скалы. После ледникового периода прошло уже много тысячелетий. Известняковая платформа образовалась сто миллионов лет тому назад на дне древнейшего океана Тетис, покрывавшего обширную Русскую равнину в геологический меловой период. Земная кора постепенно приподнялась, а вода отступила, оставив солёные моря Каспийское и Аральское, Азовское и Балтийское. Океан был тёплым, как и климат на Земле, наверное, подогревался от ещё неостывшей земной коры, а, может быть, солнце в те времена светило ярче. В тот период морские глубины заселяли разнообразные моллюски, упакованные в панцири. Животные умирали, их мягкие тела поедали микроорганизмы, а каменные оболочки-убежища плотно устилали морское дно, и за миллионы лет слежались, спрессовались и образовали пласты камня-известняка из СаСО 3 , которые отделяются друг от друга прослойками более мягкого мусорного материала, намытого во время сильных штормов. В блоках, которые используются в нашей местности для строительства, часто встречаются окаменелости самых разнообразных форм и конструкций, будто слепленные с рисунков из книжки по биологии.
В наше время Кураповские скалы образованы башнями причудливых форм. С первого взгляда они кажутся развалинами старинного заброшенного замка, и только потом приходит мысль, что в них нет окон и бойниц.
Башен здесь около десятка, а прелесть их в том, что построены они из плит разной толщины, аккуратно уложенных стопкой друг на друга, а зубцы произвольно торчат в разные стороны, восхищая своим хаотичным разнообразием. Каменные обломки толщиной более метра, лежат в русле Мечи в разных позах. Река с шумом прорывается через них, крутится водоворотами, в ярости пенится и сердится. Карнизы-платформы нависают над бешеным водным потоком. Кажется, что вы летите по реке на быстроходном катере. Картина для наших мест необыкновенная, впечатляющая. Речные пороги такой красоты встречаются в равнинных краях редко. Закончив борьбу с каменными завалами, Красивая Меча прорывается сквозь живописный каньон под Тютчевским лесом и спешит слиться в объятиях со своим супругом – блистательным красавцем Доном. Протяжённость зоны скал около пятисот метров, высота над водой до сорока. Расположены они километрах в четырёх от устья Мечи, на её левом берегу.
Отдыхающие, туристы и рыболовы активно посещают это место. В жаркие летние дни их собирается столько, что трудно выбрать площадку для парковки. Самые бесстрашные карабкаются по камням и позируют. Некоторые пытаются даже лечиться, сидя на водопаде: бурный вспененный поток служит вместо гидромассажора, а мерный шум воды ценится, как успокоитель нервной системы. Ну, прямо настоящий Кураповский санаторий!
Много туристов здесь побывало, да не все разглядели Кураповские пороги. Не пытайтесь искать аналог ступенек крыльца своего дома, да ещё под бурными водами основного русла, где они завалены каменьями от размытой плотины. Всё значительно масштабней. Мне удалось насчитать пять настоящих гигантских порогов в прозрачных струях обводного канала. Тем паче, что каждая из ступеней имеет толщину до метра, а длину до пяти. Скажу честно: рулеткой не измерял, а оценивал просто на глаз. Группа моих друзей из Липецка, очарованная сказочным каменным царством, быстро освоилась и удобно устроилась на гудящем водопаде.
В нижнем ярусе Кураповских скал имеется галерея. А на ней протоптана и отполирована ногами туристов тропа со ступеньками и переходами между разновысокими платформами. Можете пройти по ней вниз по течению до конца скалистого берега и перейти через балку Кураповский Верх, которая в прошлые века носила название Смородинный верх, только смородины отведать вам не удастся, зато сможете полюбоваться пушистыми полянами былинного ковыля, который сохранился на её берегах несколько выше по руслу. А если подняться на высокий берег перед Тютчевским лесом и оглянуться назад, то откроется странный «лунный пейзаж» на месте старой каменоломни. Постепенно стены ям, оставшихся после выработки, оплыли грунтом, и получился всхолмлённый ландшафт, поросший короткой тощей травой. Эта камнедобыча нанесла непоправимый урон. Верхний ярус, сложенный из тонких пластов, срыли, а скалы потеряли свою вершину, в росте поубавились примерно на четверть.
В доисторическую эпоху пещеры Кураповских скал служили убежищем для первобытного человека, поэтому на берегу оврага, протекающего с северной стороны, найдены следы поселения древних славян.
Попробуйте отыскать источник, пробившийся из подножия второй от северного края башни. У самой поверхности речного потока какой-то умелец вставил трубку в трещину между камнями, и теперь из неё бежит вкуснейшая вода, которую удобно наливать в ёмкости или пить с ладошек.
Тютчевский лес занимает береговую зону реки на длине не более километра и круто спускается в каньон с шестидесятиметровой высоты почти до воды. На самом верху вдоль берега проходит лесная дорога. С неё сквозь ветви видна Меча, ещё не успокоившаяся после борьбы с порогами, и просматривается живописная панорама правобережья. За рекой расплодились буйные заросли диких клёнов, поглотившие усадьбу конезаводчика Русанова. Помнится, ещё недавно там виднелся кирпичный дом, и в нём была школа.
В апреле месяце пройдите сквозь дубраву, по подстилке, раскрашенной синими и розовыми первоцветами, послушайте радостную пчелиную песню. Дорожка приведёт вас к оврагу Змейка. На его склоне когда-то работал детский лагерь отдыха, а теперь иногда проводятся туристические слёты. В самом низу оврага, на речном берегу, сочится родник. Его поток сильно ослабел, но пока ещё способен напоить гостей чистой водицей.
Возвышенность, покрытая Тютчевским лесом, начинается от Кураповских скал. Лес короткий, быстро заканчивается. На выходе из него, берег понижается к югу, поэтому в народе его называют просто – Косогор. В лето 2020 года экспедиция Григория Земцова здесь отыскала могилу 5 века, со скелетом девочки. Да, такое место всегда удивляло и притягивало людей.
Летом Косогор укрыт чудным ковром сиреневых луговых васильков и усыпан пёстрым ароматным разнотравьем, а зимой сияет солнечными бриллиантами и всегда служит отличной наблюдательной площадкой. С верхней точки Косогора открывается загадочная панорама с излучинами Красивой Мечи. На её берегу, как на ладони, сиротливо и редко торчат домики Иншаковки. Над правым берегом поднимается и закрывает весь горизонт, забытый людьми Красный холм, хранящий каменные персонажи древнейших русских сказок и мифов и историю царя Мамая, стоявшего здесь лагерем перед Куликовской битвой.
В 1926 году на правом берегу Красивой Мечи прорыли водоотводный канал, и на порогах построили плотину Кураповской ГЭС, которая давала энергию Лебедянскому району до начала 50-х. Вреда природе это не причинило, и, после закрытия станции, река восстановила привычный ландшафт. В настоящее время от ГЭС осталась только сиротливо торчащая башня машинного зала с покорёженными механизмами.
Первая мельничная плотина перегородила Красивую Мечу в 19 веке. Мельницей владел Тихон Чухрай с сыновьями, а на помол съезжались крестьяне со всей округи. В 1920 году явились местные активисты и, на основании мандата о продразвёрстке, потребовали сдать все запасы зерна и муки. Существовали эти запасы или нет – осталось неизвестным. Скорее нет, потому что стояли голодные годы Гражданской войны. Семью пытали, и ничего не добившись, расстреляли. Мельницу закрыли, а вместо неё построили ГЭС.
Неподалёку ещё видны следы от фундамента дома мельника, а вокруг выросла кленовая роща, которую в народе называют «Ведьминой» за то, что стволы её деревьев кривые и закрученные. Местные боятся заходить в Ведьмину рощу и утверждают: до сей поры по ночам здесь блуждают неприкаянные души невинно загубленных людей, и сверкают синие огоньки.
Другая история, похожая на быль, связана со строительством ГЭС на месте прежней мельницы. Писатель Н. Подонский отразил такое грандиозное событие с позиций соцреализма в пьесе «Огни курапстроя» и, не страдая скромностью, послал на рецензию Максиму Горькому, возглавлявшему Союз писателей государства. Знатоки утверждали, что Алексей Максимович, ознакомившись с пьесой, наложил резолюцию: «Подобной белиберды в жизни не читал!» – и вернул автору. Тем не менее пьеса имела успех на подмостках области, а писатель вошёл в липецкий пантеон.
Шум воды и лесная дорога,
И ковыль на седых берегах,
Веселится Меча на порогах,
Пляшут башни в цветущих лугах.
Рыбаки на речном перекате,
Соловьи плачут в Ведьминой роще…
Свет кончается, а на закате
Я скажу очень коротко, проще:
Не живёт моё счастье на скалах –
Грусть купается в омуте синем.
Красота – это тоже не мало,
В уголке ненаглядной России!
По материалам книги Каменная сказка - 2020 http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennaja_skazka/0-82
Смотрите фильм "Разрушенные замки Кураповских скал" - https://ok.ru/video/7393390168691
Николай СКУРАТОВ