Целенаправленно заниматься ловлей сома без напарника – дело не благодарное. Одно дело 20 - 30 кг - там побороться можно, а если 60 и более? Никто никогда не знает, какой сом у него клюнет, да и клюнет ли он вообще. Сам я в основном ловлю на джиг, и конкретно на сома почти не охотился, он параллельно попадался, правда, не так уж часто, при ловле судака и щуки.
Самый большой до начала настоящего лета весил 32 кг. Взял он на бровке ямы, потом стащил в яму, где он ведёт себя относительно спокойно, и через пол часа он был в лодке. Мы были с братом, и не думаю, что я смог бы взять его один с плетёнкой 0,15. Последующие мои случайные встречи с более крупными сомами, а может и с такими же, или даже меньше, заканчивались моим поражением. Как правило, это было на струе, а там он упирается совсем по-другому.
Для меня после поклёвки крупной рыбы дальнейшие события делятся на три категории: Первая – поклёвка, вываживание. Вторая – увидеть рыбу. Третья – рыба в лодке. Третья – оптимальная, вторая меня тоже устраивает, но желательно что бы кто-то видел, ну и первая, конечно, самая обидная.
В конце июня, будучи на базе в районе Селитренного, экипаж из двух Сергеев взял на третий день двух сомов троллингом. Один 45кг. Троллили по бровкам ям, коих там в достатке. Не моя рыбалка – троллинг, хотя воблеры в арсенале есть. На всякий случай, весной в подъём воды, в полное бесклёвье три дня подряд мы неплохо ловили этим методом крупного судака. Здесь же речь шла о сомах! Надо перестраиваться. Перестроился, точнее достроился, и отправился к ближайшей, длинной яме, взяв с собой две снасти – джиговую и троллинговую. Скорее это не яма, а углублённая часть русла до 12 метров. Обкидав бровки на предмет судака и поймав несколько штук начал троллить. Несколько проходов – зацеп. Потаскал в разные стороны – оборвал. Вяжу новый, ещё несколько проходов и вот удар! Глушу мотор и почти без проблем, так как меня ещё несёт течением, подматывая леску, подхожу к месту поклёвки. Здесь он себя и проявил – завизжал фрикцион и сом стал ломиться в сторону коряг, где я только что оставил свой воблер. Остановил, подтянул, но теперь он пошёл против течения и мульт завыл ещё жалобней, объём лески на шпуле неумолимо уменьшался, ведь лодку тащило течением в другую сторону. Ситуация может показаться катастрофической, но отходные пути были просчитаны заранее – к борту моего судна припарковалось другое, и брат Вадим, перебравшись ко мне, уже завёл мотор. Получая свою порцию адреналина, мы покатались за сомом, и через 20 минут он лежал на дне казанки. Не сказать, что большой – весил он 28кг, и нас это вполне устраивало.
В течение пяти дней один из Сергеев зацепил на 70 (!), в моём «арсенале» был на 52. Но язык не поворачивается назвать это своим трофеем. Да, сом схватил мой воблер, и Вадим принимал его в лодку, но всё могло быть с точностью до наоборот. Так что это была не моя, а наша рыба.
К концу июля сом брать почти перестал. Джиг - наше призвание! Так, протащишь пару раз по интересным местам и опять швырять – судак брал относительно неплохо, учитывая, что уровень подняли метра на полтора, да и вода была мутной. Неплохо ловилась крупная чехонь на «лайт».
Как-то утром мы вчетвером на двух лодках в очередной раз отправились в «поход» за судаком, прихватив троллинговые палки. Мы с Витей заякорились на русле, дабы обловить дальнюю от берега бровку, Олег с Колей избрали другую тактику – встали за бровку и бросали в русло, согласен, так проводка более демократичная. Обловив одно место, обычно спускались ниже на длину заброса. Судак клевал у всех, несколько штук были по 2,5 – 3кг, вперемешку попадался крупный берш грамм до 800, пара около кг. Стало жарко. Клёв ослаб. Коля с Олегом переключились на судачий троллинг.
- Может тоже потроллим, только сома? – предложил я Вите. - …Ну,…давай…- ответил он нехотя. Отходим вниз метров 800 и распускаем воблеры. Жара… Штиль… - Да… Троллинг… Рыбалка для мёртвых! – изрёк он через пол часа, и я солидарно с ним согласился. Он неважно себя чувствовал, так как слопал литр пива, и теперь пот катился с него градом. - Отвези меня за поворот, - наконец взмолился Витя, - там пляжик хороший, окунусь, да окуней с берега половлю. Только минут через сорок забери меня отсюда. На базу хочу, под кондиционер. ОЛРАЙТ? Термин «Олрайт» был позаимствован у егеря базы Василия, который в течение недели возил американца Джека, и они дня через три легко общались без переводчика с помощью этого «Олрайт». Было у них ещё одно знакомое обоим слово – «зандэр», но «кэтфиш» Вася так и не понял – сома Джек так и не поймал.
– Олрайт-олайт - отвечаю я, высаживая его на Берег, напротив троллингующих Олега и Коли, и возвращаюсь к «кэтфишам». Где-то через пол часа в моём помутневшем от солнца сознании появилась мысль о бесперспективности моего предприятия, и вдруг удар и мощный рывок! Первая категория пошла! Ситуация знакомая – нельзя судить о размере сома по первым рывкам, подматываю леску, и когда она уже почти в отвес, понимаю, что воблер схватил не 20-ти и даже не 30-ти килограммовый зверюга. Первую порцию адреналина я уже схватил, по большей части из-за того, что был один в лодке. Поворачиваюсь, вижу вдалеке лодку с Олегом и Колей, истошно свищу, чуть пальцы не откусил. Нет, не слышат – мотор урчит. Витя тоже не услышал, под водой сидел – он тот ещё «глубоководник». Где-то вдалеке одинокая палатка, в двухстах метрах на берегу копошится какой то казах, лодка медленно скрылась за поворотом. «Глеб, уходят!» - вспомнилось мне. Всё, помощи ждать было неоткуда, я остался один со своим сомом, который упорно гнул моё удилище!
Единственным свидетелем происходящего был белохвостый орёл, сидевший напротив на высохшем дереве, но и он, даже морально, не мог меня поддержать и разделить мои переживания. Первая позиция самая длительная и насыщена физическими и психологическими нагрузками. Не думаю, что бы нормальный человек мог бы быть спокойным в такой ситуации, и меня тоже колбасило от души. Только бы его увидеть! Бытует мнение, что сом – это мешок с кирпичами. Может быть, но только осенний, или весенний. Мощные плавные рывки сменяются резкими частыми, не мене мощными удами (так он бьёт хвостом по леске, пытаясь уйти в глубину), изогнутое до максимума удилище вдруг резко выпрямляется, создавая иллюзию схода, и опять сгибается в дугу – вот это летний сом. Непередаваемые впечатления, это надо ощутить самому.
Наконец он лёг на дно. Можно перекурить, но он ведь тоже перекуривает. Сажусь на нос, наблюдая за хлыстом спиннинга, касающегося воды. В борт лодки упёрся уж, определив лодку как участок суши, и после нескольких неудачных попыток забраться, отправляется дальше. Почему-то они все плывут с правого берега на левый… Природа, конечно, хорошо, но пора поднимать. По комелю стучать не пришлось, я просто увеличил нагрузку, и сом медленно тронулся против течения с быстро нарастающим ускорением. Попытки его остановить положительных результатов не давали и грозили завершением происходящего на первой стадии. Фрикцион уже стравил около 50-ти метров лески. «Надо что-то делать, Глеб!». Завожу мотор, и как-то, корректируя коленом румпель, пытаюсь его догнать, и это у меня неплохо получается. Сом теперь уже давит только массой. В последующие полчаса, попутно с выкачиванием, занялся подготовкой полезного пространства в лодке – переложил спиннинги в безопасное место, раскидал по сторонам сумки и ящики, подготовил багор, хлебнул минералки, покурил. Сом заметно устал, я старался не давать ему ложиться на дно, и вот появились пузыри. Огромные! Он где-то рядом, максимум внимания! Новая волна адреналина… Несколько раз он ещё рвался в разные стороны, но силы его покидали.
И вот я его увидел… Вторая категория! Я уже наблюдал такую картину, но тогда я был не один, и впечатления как бы делились на всех присутствующих, включая любопытных в других лодках, здесь же всё обрушилось на меня одного, и всё было максимально сконцентрировано. Ослабевший сом, повинуясь моему спиннингу, медленно выходил из-под лодки и никак не кончался. Плавно извиваясь, он следовал за моей леской. В воде он казался просто огромным. Пора приступать к третьей фазе. Подвожу багор под нижнюю челюсть и рывком пытаюсь проткнуть. Не насквозь! Ещё пара попыток не освобождая багор – результат тот же. Слегка приподнял, одновременно нажимая на кнопку мульта, что бы разгрузить снасть, и воблер с разогнутыми крючками выпадает из пасти! Очень опасно. Спиннинг уже в стороне, хватаю свободной рукой за жаберную крышку и затаскиваю сома в лодку! Всё! Третья категория!!! Вот он, на дне казанки!
Эмоции переполняют меня, душа поёт! Я смотрю на него и не верю своим глазам. Закурил. «И откуда взялось столько силы в руках» - крутится в голове песенка Высоцкого. Да! Вот она моя золотая рыбка! И взял я её один! Хотя на этом я и не заморачивался. Весил он 65 килограмм при длине 2 метра 7 сантиметров. Всем удачной охоты!
Владимир Печенкин