В голове каждого #писателя работает генератор гениальных идей. Это такая маленькая штуковина, которая постоянно зудит где-то в области уха и создает из воздуха, как несложно догадаться, гениальные идеи. Писатель – человек подневольный и зависимый. Он подвержен вдохновению и слепо верит в то, что каждая идея, что долетела до его сознания, непременно должна быть изложена на бумаге.
Бывает, просыпаешься среди ночи, глаза нараспашку, рука ощупывает прикроватную тумбочку в поисках телефона или записной книжки. Быстро записываешь идею дрожащей рукой, а потом ворочаешься до утра, не в силах уснуть. Генератор гудит, тарахтит, работает на полную мощь. Кажется, что с утра-то вот сейчас сядешь за стол, откроешь ноутбук и волшебным образом напишешь самую интересную, захватывающую, оригинальную книгу на свете.
Вскакиваешь утром. Горячий кофе, открытый ноутбук, белый лист бумаги. Кончики пальцев подрагивают от предчувствия. Пишешь первое предложение. Вроде бы – огонь. Второе тоже ничего. Абзац за абзацем, бежишь, как в спринте, не разбирая дороги… и вдруг – стоп! Замечаешь страшное.
Сюжетные линии спутались в клубок, главный персонаж оказался вовсе не главным, а из кустов торчат уши второстепенных героев, которые только и ждут, как бы завоевать интерес читателя. До финала еще далеко, а фокус уже сместился на что-то совсем другое. Да и идея, пришедшая во сне, теперь уже не кажется такой уж яркой. Потускнела, значит, и облезла.
И хорошо, если замечаешь на первых страницах. А если уже написано десять, пятьдесят, сто?
Самый раз взять бутылку вина и пойти трагически переживать (мы же писатели, как же иначе?)
Но на самом деле, эта проблема решается на самом начальном этапе. Нужно просто-напросто… много подумать.
Вернемся в начало. Вот просыпаешься ночью, глаза выпучены, в висках стучит гениальная идея, просится наружу. Берешь блокнот, записываешь, выбрасываешь всё лишнее из головы и засыпаешь обратно. Полдела сделано.
Что дальше? Всё верно: утро, кофе, ноутбук – но ни в коем случае не пробуй сразу писать готовый текст. Выключи генератор гениальных идей и сосредоточься на простых правилах, позволяющих распутать клубок сюжетов, идей и перипетий.
1. Напиши синопсис будущего текста. Сначала лучше всего изложить мысль в семь-десять предложений. Представь, что пишешь аннотацию. Постарайся вместить в нее самое главное, очисти идею от шелухи.
Дело в том, первоначальная задумка или сюжет – это, как правило, то, что лежит на поверхности, приходит в голову в первую очередь. Какой бы гениальной ни была мысль, есть вероятность, что она не несет в себе ничего нового (и почти со 100% уверенностью ее можно доработать и сделать намного сильнее). Синопсис поможет понять, где есть слабые места в твоей задумке. Возможно, изложив мысли в формате синопсиса, ты поймешь, что она не такая уж и гениальная (или, наоборот!)
2. Возьми синопсис и расширь его до полновесного пересказа. То есть попробуй расписать ключевые сюжетные линии, идеи, обозначь главных персонажей. Пропиши завязку, развитие, конфликт и финал. Не обязательно писать схематично, лучше всего, если просто перескажешь историю, как если бы хотел рассказать ее своими словами кому-нибудь. Грубо говоря, завязка может выглядеть так: «История о том, как девушка Марина приехала к своему отцу Виктору. Жара, лето. Отец живет далеко за городом, в дачном поселке. Девушка сообщает отцу, что её сильно избивал муж, и вот в последний раз она не выдержала и случайно убивал его. Мертвый муж лежит сейчас в багажнике, и девушке не знает, что с этим делать».
И так далее. Подробный синопсис может растянуться на две-три страницы. Не ограничивай себя.
Дело в том, что если ты не будешь знать, о чем будущая книга в деталях, то готовься к тому, что можешь завязнуть в сюжете. Да, так бывает, особенно с большими произведениями. Структурирование помогает выстроить из сюжетных линий цельный текст. Это твой путеводитель по книге от начала до конца. Нужно понимать финал книги – даже если ты доверяешь собственной интуиции и планируешь придумать концовку в ходе написания, всё равно наброски финала должны быть готовы в самом начале.
3. Переработка расширенного синопсиса в полноформатный план. Звучит страшно, но на самом деле, это самый простой этап. По сути, перед тобой уже лежит готовый план книги, осталось разбить его на главы и части (если нужно).
В каждой главе выдели основную сцену – для чего эта глава и почему она будет именно такой. Есть много различных приемов для формирования плана книги. Кто-то рисует графики, кто-то – как в фильмах – развешивает листики с главами на стене и объединяет сюжеты при помощи булавок и нитей. Менее зрелищно – просто расписать по главам и эпизодам. Особое внимание на этом этапе нужно уделять персонажам. У тебя наверняка есть главные герои и важные второстепенные персонажи – проследи путь каждого из них в книге. Куда он ведет, что происходит, чем заканчивается?
4. К этому моменту у тебя уже уйдет достаточно времени, чтобы вернуться к пункту 1, то есть еще раз внимательно изучить первоначальную задумку. Возможно, она стала намного лучше, или ты ушел от нее от нее максимально далеко. Это нормально. Редко бывает, когда первая идея добирается до финальной стадии в первоначальном виде.
И вот теперь пора приступать к написанию.
Помнишь ритуал? Утро, кофе, ноутбук… открытый план работы.
Уверяю, ты удивишься тому, как легко и быстро получится писать текст по подготовленному плану.
_______________________________________________
Понравилось? Подписывайся на канал, здесь много интересно.
Еще по теме:
Надо ли платить за издание собственной книги?
Где выкладывать свои книги и как на этом зарабатывать?