Найти в Дзене
Женский блог

Спасти рядовую Барби

Об "Организации освобождения Барби" и том, как она боролась против стереотипов

Созданная в 1959 году кукла Барби быстро завоевала сердца покупателей, став на протяжении нескольких десятилетий самой продаваемой игрушкой в мире. При этом почти с первых лет ее появления на прилавках магазинов, стали выходить научные исследования, критикующие характерную для Барби внешность и стиль жизни – ученые быстро поняли, что нереалистичные, но представленные как идеальные, пропорции куклы создают у детей проблемы с восприятием собственного тела – больше всего претензий было к тому, что внешний облик куклы является причиной развития у девушек булимии и анорексии. Также Барби неоднократно обвиняли и в навязывании девочкам гендерных стереотипов – до сих пор Барби у нас ассоциируется в большей степени с розовым цветом, пышными платьями и гламурным образом жизни.

Сейчас, конечно же, рынок кукол фирмы Mattel значительно расширился – Барби освоила многие профессии: от космонавтки до кандидатки в президенты. Кукол стали выпускать с различными типами фигур и внешности, стали делать темнокожих кукол, Барби с инвалидностью и т.д.

unsplash.com
unsplash.com

Однако, такие изменения ассортимента произошли далеко не сразу. И, не в последнюю очередь, этому мы должны быть обязаны «Организации по освобождению Барби» (Barbie Liberation Organization или «БЛО»).

«БЛО» – это группа художников и активистов, занимающихся деятельностью по изменению устоявшихся основ медиакультуры, в частности, гендерных стереотипов.

Благодаря деятельности «БЛО» вокруг куклы Барби в 1993 году разгорелся самый крупный скандал. В 1992 году на прилавки магазинов поступила революционная новинка – «говорящая» Барби. В числе фраз, которые кукла могла произносить, были: «Я люблю шоппинг», «Пляж – это место для вечеринок» и «Математика – это трудно». Общественность тут же раскритиковала куклы за навязывание детям гендерных стереотипов, например, о том, что математика – «не женское дело».

Mattel тогда отмахнулись от подобной критики и не сняли куклу с производства. Кто знает, что было бы дальше, не вмешайся в дело «БЛО».

Они изъяли (к сожалению, незаконным путем) из магазинов около 500 кукол Барби с «говорящим» механизмом, а также равное количество игрушек серии «Джи-и-Джо» от компании Hasbro , представляющие собой солдат вооруженных сил США, которые также могли «говорить». После этого активисты поменяли речевые механизмы игрушек и вернули их обратно на полки магазинов.

pexels,com
pexels,com

Конечно же, это не могло не обратить на себя внимание – многие покупатели с недоумением и даже возмущением стали возвращать в магазины солдат «Джи-и-Джо», говорящих: «Будет ли у нас когда-нибудь достаточно одежды?» и «Математика – это трудно», а также Барби, которые в результате акции приобрели способность «говорить» такие фразы, как «Я буду мстить» и «Ешь свинец, Кобра!».

Но шумихи в магазинах «БЛО» было мало, и они выпустили видео в котором игрушки «говорили», что восстали против своих создателей, потому что они не одобряют навязывание детям стереотипов.

«Я пожертвовала свой голос для Джи-и-Джо, потому что они тоже хотят быть свободными», – говорит Барби на этом видео. – Они не хотят говорить всю эту жестокую военную чепуху. Теперь они говорят то же, что и я».

Как уже было сказано выше, критика гендерных стереотипов, которые навязывала детям Барби, в то время была не нова, однако, именно «БЛО» со своей акцией смогли обратить на эту проблему пристальное внимание. Интернет в начале 90-х был еще в процессе зарождения, однако, ролик про освобождение Барби очень быстро стал вирусным.

Игорь Вамос, один из организаторов движения «БЛО», спустя почти тридцать лет после проведения акции, в одном из интервью сказал, что деятельность активистов в 90-х привела к тому, что игрушки стали более прогрессивными, однако, акции, подобно той, привлекающей внимание СМИ по всему миру, все еще необходимы – мир меняется к лучшему, но нам еще есть куда стремиться.

И действительно, несмотря на то, что у нас стало появляться больше оригинальных игрушек, нам все еще кажется забавным, когда игрушка-мужчина говорит: «Я люблю шоппинг», а игрушка-женщина: «Я буду мстить». Гендерные стереотипы все еще живы в нашем восприятии действительности и, может быть, возрождение «БЛО» могло бы совершить новый прорыв в этой области.