Найти в Дзене

ЕСПЧ признал Россию ответственной за убийство братьев Гасангусеновых силовиками и присудил их отцу 120 тыс. евро

30 марта 2021 г. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление «Гасангусенов другие против России» , признав Россию ответственной за убийство братьев Гасангусейна и Наби Гасангусеновых в 2016 году . Интересы их отца Муртазали Гасангусенова в ЕСПЧ представляли юристы Дарья Бахарева и Кирилл Коротеев, сотрудничавшие с Правозащитным центром «Мемориал», а также юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон). На национальном уровне делом занимались сотрудничающие с «Мемориалом» адвокаты Мурад Магомедов и Шамиль Магомедов.

ЕСПЧ признал, что власти России несут ответственность за гибель родственников заявителей и за нерасследование этих преступлений. ЕСПЧ установил нарушения статей 2 (право на жизнь) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ присудил 120 тыс. евро заявителю за двоих убитых сыновей в качестве компенсации морального вреда.

Вечером 23 августа 2016 года Гасангусейн и Наби Гасангусеновы возвращались домой с пастбища. В 21:32 они позвонили и сказали, что скоро придут. Чуть позже родители позвонили ребятам, но их телефон не отвечал, и они решили, что сыновья остались ночевать в своем домике в горах.

24 августа около 6:00 их родственник Исрапил Магомедов отправился на пастбище, чтобы сменить пастухов. Недалеко от луга, где пасется скот, он увидел на дороге присыпанные землей следы крови. Рядом лежали лицами вниз тела двух молодых людей: на шеях были автоматы, рядом лежали зимние берцы и рюкзак, из которого виднелась разгрузка с магазинами от автоматов. Один магазин был в кармане куртки одного из убитых. Исрапил осмотрел тела, опознал Гасангусейна и сообщил о случившемся дяде братьев.

Приехали полицейские, собрались жители села, которые потребовали ответить, кто и почему убил пастухов. Полицейские сказали, что «это не наша работа, мы не знаем, кто это сделал» .

Осматривавший тела эксперт заявил, что братьев сначала убили, потом надели куртки и снова несколько раз выстрелили. Кроме того, у очевидцев вызвало недоумение то, что полицейские заранее взяли с собой два одеяла и двое носилок и в темноте добирались по непростой горной дороге именно туда, где лежали тела — как будто бы заранее зная, сколько тел и где они находятся.

В тот же день «Интерфакс», ссылаясь на «источник в силовых структурах региона», сообщил о том, что «на территории Шамильского района Дагестана сотрудники федеральных сил ликвидировали двух боевиков. Двое вооруженных мужчин, отказавшись предъявить документы, открыли огонь по силовикам. В ходе завязавшейся перестрелки оба бандита были уничтожены» .

Жители села возмущены тем, что силовики не только убили братьев, но и представили их боевиками — по словам родственников и односельчан, братья пасли сельский скот и не имели никакого отношения к НВФ.

24 августа было возбуждено уголовное дело по ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) УК РФ. Покойные братья формально не имеют в этом деле никакого процессуального статуса — хотя застрелены они были якобы за нападение на полицейских. В связи с этим их родственников, имеющих статус свидетелей, не допускали к ознакомлению с материалами расследования.

После года борьбы и вмешательства жителей окрестных сел, правозащитников, журналистов, блогеров следственные органы были вынуждены признать убитых невиновными в нападении на силовиков. Осенью 2017 года было возбуждено уголовное дело по факту убийства братьев Гасангусеновых. Тем не менее, расследование преступления саботируется, до сих пор никто не привлечен к уголовной ответственности. По версии следствия, убийство совершено «неизвестными лицами» из автоматов, которые «за правоохранительными органами не числятся».

В марте 2017 года адвокаты в судебном порядке обжаловали бездействие следственных органов по заявлению отца братьев М.Гасангусенова и недопуск их к материалам уже возбужденного уголовного дела. 23 марта суд признал недачу ответа на заявление М.Гасангусенова незаконной и обязал руководителя СУ СК РФ по РД устранить допущенные нарушения закона. 3 апреля суд признал незаконным недопуск адвокатов к материалам уголовного дела.

6 апреля 2018 года было возбуждено уголовное дело о служебном подлоге и халатности (статьи 292 и 293 УК РФ) против бывшего начальника полиции Шамильского района Дагестана Алиева. Не имея на то достаточных оснований, в августе 2016 года он сделал вывод, что братья Гасангусеновы входили в незаконную вооруженную группу и что они напали на силовиков. В своем рапорте он сообщил, что братья были убиты в ходе проводимых в Шамильском районе оперативно-розыскных мероприятий. Согласно же нынешней официальной версии, тогда в том районе никто никаких спецопераций не проводил. При этом, следствие не определило с какой целью начальник полиции сообщал официальным инстанциям ложную информацию и не проверило версию о причастности силовиков к убийству братьев Гасангусеновых.

13 ноября 2017 года в ЕСПЧ была подана жалоба от имени Муртазали Гасангусенова.

Подробно убийство братьев Гасангусеновых, обстоятельства, позволяющие поставить под сомнение озвученную силовиками версию хода событий, общественный резонанс и сложности, с которыми столкнулись адвокаты М.Гасангусенова, рассмотрены в выпуске бюллетеня ПЦ «Мемориал» за осень 2016 года в главе «Расстрел братьев Гасангусейновых».