Великий Новгород славится удивительными событиями прошлого. Вокруг города было множество монастырей, созидались новые, упразднялись былые. Сегодня обителей уже не столь много возрождается к былому величию древнего города. И среди монастырей восстанавливается Свято-Троицкий Клопский монастырь, хранящий память о преподобном Михаиле Клопском подвижнике 15 века.
Память о подвижнике становится для нас известной с момента неожиданного его явления в Клопском монастыре во время Иоановой ночи. Но из дальнейшего повествования его жизнеописания мы видим, что Михаил Клопский был знатного рода, ибо когда в праздник Преображения Господня в обитель приехал князь Константин с женою, то при чтении в трапезной книги Иова Михаилом, гость по голосу узнал сродника своего . Только тогда и открылось имя подвижника братии.
Пришел же Михаил Христа ради юродивый в Клопский монастырь Святой Троицы при игумене Феодосии, избранном позже во владыки новгородские.
Когда в Иванову ночь поп Макарий, покадил церковь на девятой песне и пошел в келью, то увидел, что та открыта, а там старец сидит на стуле, горит перед ним свеча, а он переписывает деяния апостола Павла - рассказ о плавании. Поп, перепугавшись, попятился и вернулся в церковь.
Пришел и рассказал о незнакомце игумену Феодосию и инокам.
Игумен Феодосий, взяв крест и кадило, пошел к келье с братею, а сенцы и келия уже заперты. И он заглянул в окно - старец сидел и писал.
Тогда игумен сотворил молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!". А незнакомец в ответ сотворил ту же молитву. И игумен трижды творил эту молитву и трижды пришелец вторил ее.
И Феодосий молвил: "Кто ты - человек или бес? Какое твое имя?" А незнакомец повторил за ним: "Человек или бес? Как твое имя?" И второй, и третий раз спрашивал, и второй, и третий раз незнакомец повторял.
Тогда Феодосий велел в келье и в сенцах крышу разобрать и в келье дверь выломать. Вошел игумен в келью, начал келью фемиамом кадить и старца стал кадить. А тот от фимиама прикрывается, осеняет себя крестным знамением.
И спросил его игумен Феодосий: "Как ты пришел к нам, откуда ты? как твое имя?" Так и не могли допытаться его имени. И тогда сказал игумен братии: "Не бойтесь, старцы, Бог послал нам этого старца".
Потом колокола позвонили к обедне и поп Макар пошел служить. И когда запели "Единородный", видят - старец тот в церковь вошел и тоже начал петь "Единородный Сын и Блаженный" и "Апостол" и всю обедню пел до конца. По завершении обедни поп Макарий дал игумену Феодосию просфору, а тот предлагая ее старцу позвал в трапезную хлеб есть, а после трапезной сказал: "Оставайся у нас, старец, живи с нами".
блаженный Михаил остался, а по прошествии некоторого времени и говорит игумену: "Будут к нам гости." Феодосий поинтересовался: "Сын мой, что за гости будут?", но старец ничего не ответил. А после обедни, когда шли из храма, на монастырском дворе стояли трое неизвестных. Протянул им Феодосий просфоры, двое взяли, а один не взял. Старец и говорит Феодосию: "Зови их хлеб есть". Феодосий зовет, а один и говорит, что они не одни и еще товарищи их. Тогда Феодосий и Михаил зовут всех. И пришло 30 человек, все в доспехах и при оружии.
Вошли в трапезную хлеб есть. Феодосий и Михаил говорят им: "Садитесь, дети, хлеб есть". Все сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда сказал им Михаил: "Не сбудется ваш умысел с которым вы сюда пришли!" И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели. Встали все от трапезы, прославляя Бога и Святую Троицу, а один из гостей дал сто бел на трапезу и просил заботы отцов о заболевших. И лежали двое больных 5 дней. И один из них, сильно занемогший, захотел постричься в чернецы. Но Феодосий не смел пострич его. Тогда Михаил сказал: "Постреги, отче, братом нам будет". И постригли, и нарекли в монашестве Ерофеем. А выздоровевшего отпустили с миром. И сказал Михаил уходящему: "Иди да передай друзьям своим, чтобы с этой поры они больше не грабили и не разбойничали, оставили бы свои грехи."
Вскоре после этого открылось и имя подвижника, когда на Преображение приехал в монастырь князь Константин с женою, где за чтением книги Иова и узнал князь своего сродника.
А после было время засухи три года подряд и в том месте, где Михаил начертал: "Чашу спасения приму, имя Господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый". И покопав после в том месте немного, обрели источник.
От засухи случился неурожай и голод по всей Новгородской земле. Опечалился игумен Феодосий и братия. А Михаил говорит: "Не скорби, отче, Бог напитал сорок тысяч человек в пустыне, не считая женщин и детей". И умолил игумена и старцев, чтобы повелели рожь в котле варить, да странников кормить. И начали старцы роптать и тогда сказали им: "Пойдем и посмотрим". и нашли в житницах всего в изобилии, ничего не убавилось. После повелели еще больше варить и раздавать людям безотказно. И прославляли Бога и Святую Троицу.
А спустя еще время в Лазареву субботу пришел опечаленный князь Константин, ибо братья не отдавали ему его вотчины. Утешили его словами, что будет он на своей вотчине, но прежде просили послужить Пресвятой Троице строительством Троицкого храма. И заложили храм 22 апреля 1423 года.
И вновь слово угодника Божьего укрепляло сердца людей. Случилась непогода, когда стены возвели уже в рост человека. Две недели не везли камень, мастера решили уйти, да и князь печалился - его уже в Москве ждали. И случилось по слову подвижника и буря утихла и камень привезли попутным ветром.
Предсказал Михаил Феодосию избрание во владыки, так и сложилось.
Время от времени Михаил пропадал из монастыря, и есть воспоминания о том, как однажды был обнаружен в Святой Софии и хотели его удержать приставили человека смотреть, но тот и спохватиться не успел, как Михаила как не бывало. Посадник отправил в монастырь узнать ли не там старец, а узнав, что тот там сильно рассердился на обитель и запретил братским коровам на его лугах пастись, рыбу в водах Веряже ловить. И обещал коли случится нарушение запрета руки и ноги нарушителям переломает. А Михаил и говорит: "Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь".
Так и случилось: погнался за нарушителями в воду упал, едва не потоп, а когда достали из воды, то руки и ноги у него отнялись. Этим дело не кончилось. Целое дело из этого вышло. Привезли тело к стенам монастырским и даров разных, а Михаил велел не пускать и даров не брать, жалоба была владыке, разбирательство и совет по монастырям поездить посаднику. Больше года он в храмы и монастыри ходил, а здоровье не обрел и лишь когда по совету владыки вновь пришел в Троицкий монастырь, когда в Троицком соборе стали молебен служить, то постепенно и перекреститься смог, и сесть и в конце молебна встал на ноги, а до этого лежал полностью обездвиженным.
... Много дивных историй описано в житие препдобного Михаила Клопского. Почил блаженный 11 января (вероятно 1456 года). Ожидая свой час он уже за некоторое время выбрал место для упокоения своих мощей, вставая во время службы за пределами храма и говоря братии: "Хочу я тут лечь". И после смерти вспомнив его слова стали копать могилу и земля там была мягкой.
Сегодня святые мощи преподобного Михаила Клопского покоятся под спудом в Троицком храме, над ними стоит рака. Монастырь действующий и открыт для посещения паломников и боголюбцев.
Место расположение Михайло-Клопского монастыря - хранителя святых мощей преподобного Михаила Клопского:
Новгородская область, Новгородский район деревня Сельцо (20 километров от Великого Новгорода.
Как добраться до Михайло-Клопского монастыря из Великого Новгорода
От Автовокзала в Великом Новгороде идет 2 рейса на Сельцо в 6-35 и в 18-20.
А так же в этот монастырь можно попасть с паломниками из Санкт-Петербурга с паломнической службой Свирский паломник в среду и субботу. Подробнее смотрите в описании маршрута <<<Великий Новгород - три монастыря>>>
Будем благодарны вам за отклик была ли благоприятна вам для чтения статья и рады вашему участию в поездке, а если вам есть что дополнить или чем поделиться в память о преподобном Михаиле Клопском, то пишите в комментариях на благо всем читающим.
Радости вам паломничества в эту святую обитель к подвижнику христианской веры на земле Новгородской.