История, mon amour. В школе о таком не рассказывают.
Прокуратура по нынешним временам обросла славой не хуже НКВД. Только если у НКВД образ жуткий, то у прокуратуры... ну, сами понимаете. Власть, деньги, вот это всё. У студентов юрфака разновидность голубой мечты - стать прокурором. И не из соображений "быть оком государевым".
Думаете, так было всегда? Что в прокуратуру рвались из-за корысти, жажды власти и богатства?
А вот вам показательная история Нины Григорьевны Обуховой.
Нина Григорьевна о прокуратуре не то что никогда не мечтала - она её даже в страшных снах не видела. Перед началом Великой Отечественной войны она вступила в партию, окончила вечерние планово-экономические курсы при института советской торговли. И работа у нее была соответствующая - бухгалтер в Иркутском областном торговом отделе.
Когда началась война, Обухову вызвали в КПСС и сказали, что направляют ее на работу в прокуратуру. Нину Григорьевну эта новость повергла в шок. Какая прокуратура? Почему? Как она там будет работать? Но позиция партии была однозначной. У прокуратуры была сложная ситуация с кадрами - большинство мужчин ушли на фронт. Работать было некому. Так отказаться от "предложения" было невозможно.
Тогда Обухова задала прямой вопрос: что она будет делать в прокуратуре, не зная юриспруденции, не обладая сильным характером и мужеством? Ответ был в духе времени:
Многие советские люди тоже не умели воевать. Однако пошли на фронт биться с врагом. Коммунист должен уметь делать всё. Не умеешь - обязана научиться.
Деваться было некуда. Нина Григорьевна пошла работать в прокуратуру.
В то время прокуроры, как и большинство советских людей, жили по адскому графику. Официальный рабочий день был установлен с 9 утра до 12 ночи с перерывом на отдых с 6 до 8 вечера. Но даже этого времени не хватало, чтобы справляться со всем объемом работы.
А Обуховой, как и другим "новеньким", нужно было еще и срочно получать недостающие знания. Сначала - трехмесячные курсы "переподготовки". И вперед, работать. А в 1942 Нина Григорьевна начала учиться во Всесоюзном юридическом заочном институте. У нее к этому времени уже была семья, времени категорически не хватало, приходилось разрываться между работой, учебой и детьми. Но во время войны всем приходилось чем-то жертвовать.
Работники прокуратуры, как и все другие трудовые коллективы, помимо основной работы еще и участвовали в разгрузке вагонов, барж с топливом и продовольствием, прибывающим в Иркутск. Занимались сбором теплых вещей для фронта.
Можете себе сейчас представить прокурора, который разгружает вагоны?
После войны Нина Григорьевна продолжила работать в прокуратуре, освоила многие направления прокурорской деятельности. В 1971 году она вышла в отставку с должности начальника отдела по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел прокуратуры Иркутской области.
В общем, славное прошлое было у этой структуры.