Ая Уховертка вместе с другими детьми живет в приюте. Там весело и вольготно - по ночам тайные вечеринки с привидениями, днем – игры. Ае здесь очень хорошо, и меньше всего ей хочется оказаться в семье.
В один солнечный выходной день в приют приходит очень странная пара. Полная кучерявая дама с разноцветными тенями для век, в резиновых сапожках и костюме, на котором, кажется, вот-вот лопнут пуговицы, и высокий (скорее - длинный!), сутулый, хмурый рогатый мужчина то ли с круглыми очками, то ли со стеклянными глазами. Поистине демоническая парочка!
Они пришли за ребенком и, не прислушиваясь ко квохтанью директрисы, рассказывающей о судьбе каждого ребенка, выбирают Аю: "Эта подойдет!". Вот как колбасу в магазине, честное слово.
Ая всегда ловко манипулировала сотрудниками и подопечными приюта. А теперь впервые в жизни она столкнулась с тем, что все происходит не так, как ей хочется. Приемные родители взяли девочку к себе только потому, что Белле Яге (а так зовут экстравагантную даму) нужна помощница по хозяйству. И не простому, а магическому. На самом деле, Яга – ведьма, а Мандрагор (кем он приходится Белле, история умалчивает) – демон. И рога у него настоящие: они появляются, когда Мандрагор не в духе.
Не нуждающаяся в материнской любви Ая сразу предлагает сделку: она готова помогать Белле, но взамен та должна обучить ее чародейской науке. Ударили по рукам, и Ая вместе с ведьмой стали проводить время на кухне, весь день готовя порошки. При этом девочке доставалась самая черная работа: собрать крапиву, истолочь в порошок крысиные кости, перебрать в баночке засушенные жабьи глаза. Девочка потихоньку готовила бунт и присматривалась к странностям дома: в схлопнувшемся пространстве между ванной и комнатой девочки расположился кабинет Мандрагора, в котором он писал унылые романы, музицировал и вызывал к себе завтраки с автозаправки.
Взрывная и неунывающая Ая Уховертка переворачивает жизнь в доме с ног на голову. Впрочем, зная классику Ghibli и сказки Дианы Уинн Джонс, по чьей сказке снят мультфильм, зритель предвкушает веселую историю. А пофантазировать об этом помогут акварельные эскизы в титрах. Значит, в истории Аи, Беллы Яги и Мандрагора будет еще много приключений.
Несмотря на интересные сценарные ходы и развитие персонажей, мультфильм "Ая и ведьма" страдает сюжетными провалами. Почему за мамой Аи, тоже ведьмой, была погоня на желтом автомобиле? – его мы еще встретим в фильме, но так и не поймем причину преследования. В чем были непонимания между ведьмами? Возможно, ответ в песне на аудиокассете Уховертки. Кто отец Аи? И что случилось, когда в праздничный вечер в дверь позвонила еще одна ведьма? Открытый финал позволяет придумать все, что угодно, и поэтому история вместе с рок-н-ролльными композициями будет еще долго держаться в голове у зрителя.
"Ая и ведьма" снят в необычной для аниме технике 3D -графики. Этот способ визуализации, непривычный для поклонников японской мультипликации, предложил отец режиссера Горо Миядзаки, Хаяо Миядзаки, который тоже работал над фильмом. Зрителю нужно время, чтобы адаптироваться к восприятию фильма в новой стилистике. Помогает этому выражение эмоций: расширяющиеся глаза, большие рты и подвижные брови (привет Эмилии Кларк!).
"Ая и ведьма" – уже четвертая работа Горо Миядзаки. До этого режиссер выпустил полнометражные мультфильмы "Сказания Земноморья" и "Со склонов Кокурико", а также сериал по одноименной повести Астрид Линдгрен "Рони, дочь разбойника". В интервью журналу "Сеанс" Горо рассказал, как создавать свое кино, когда ты сын основателя большой анимационной школы и живешь в постоянном сравнении с его творчеством.