Очень грустная тема, наверняка волнующая многих кошатников — не только владельцев племенных или свободногуляющих кошек.
…Вы обнаружили в гнезде холодное тельце. Растерянность, обвинения (в первую очередь — самообвинения), беспокойство за оставшихся котят, и, конечно, переживания из-за гибели малыша вынуждают искать ответ на вопрос «почему же он умер».
Мы не будем брать в расчёт котят с врождёнными грубыми дефектами или тяжёлыми наследственными заболеваниями. Их участь, увы, предопределена. А если котёнок вроде бы нормальный?
Несмотря на то, что домашнюю кошку активно изучают многие науки, в том числе ветеринария, большая доля таких смертей остаётся не вполне понятной.
В фелинологии существует термин (не к месту лиричный) — Fading Kitten Syndrome,«синдром угасания котят». Угасающие котята — это подсосные малыши первых недель жизни, питающиеся молоком матери и умирающие от неясных причин.
Может ли обычный кошатник — не ветеринар и не заводчик, заметить надвигающуюся угрозу? Можно ли выходить малыша? На оба вопроса ответ есть, но какой! — и да, и нет. Более того, не всегда даже опытный ветеринар/заводчик заметит проблему и спасёт крохе жизнь. Ну вот почему так?
Во-первых, имеется природная причина, устранить которую выше человеческих сил. От одной кошки рождается гораздо больше котят, чем нужно для поддержания численности популяции. При подсчёте потомства кота это число увеличивается в разы.
Такая плодовитость неизбежно «прочёсывается граблями» естественного отбора: нежизнеспособные котята рождаются мёртвыми, а самые слабые умирают в первые дни и часы после рождения.
Что значит СЛАБЫЕ? В первую очередь, мелкие — до 60 г. А также вялые, с плохим аппетитом. Может быть, Вы читали, что организм кошки отлично приспособлен к суровостям окружающей среды.
Гораздо лучше, чем человеческий. Однако новорождённые котята беспомощны и уязвимы. Конечно, Вы знаете, что они не передвигаются, не видят и не слышат. И это не всё.
Они не умеют избавляться от отходов жизнедеятельности (это делает мама-кошка путём массажа животика), не способны регулировать температуру тела, у них нет иммунитета. Продолжается это недолго. На наш человеческий взгляд, разумеется. Но далеко не каждому котёнку суждено пройти этот короткий путь.
Я не могу ответить на вопрос, нужно ли спасать слабенького котёнка. Наверное, перед заводчиком такой вопрос не стоИт — если у малыша нет очевидных патологий, имеет смысл попытаться его выходить. Если же Вы не заводчик… решайте сами. В любом случае, без ветеринарной (иногда экстренной) помощи Вам не обойтись.
Итак, в симптомокомплекс синдрома угасания котят входят многие составляющие, ими могут быть:
- Инфекции
- Переохлаждение (гипотермия)
- Низкий уровень сахара в крови (гипогликемия)
- Обезвоживание (дегидратация)
- Нехватка кислорода (гипоксия)
- Неопытность мамы-кошки (первые роды)
- Ожирение/истощение мамы-кошки
- Нехватка молока
- Болезни мамы-кошки (например, мастит)
Преодолимы ли эти трудности? Теоретически — вполне. Однако известно немало случаев, когда умирает абсолютно здоровый и даже перспективный (если родился в питомнике) котёнок.
Опасность приходит оттуда, откуда её и ждать-то дико — от мамы. Здоровой, заботливой, опытной мамы. Дело в том, что у кошек несколько групп крови. Увы, встречается несовместимость групп и возникает конфликт.
Ни котёнок, ни кошка не страдают от несовместимости, пока плод находится в утробе матери, но первые же глотки молозива становятся для него роковыми. Говоря высокопарно — но точно, это напиток смерти. Нет, молоко кошки не содержит яда.
Зато содержит особые белковые структуры, разрушающие эритроциты новорождённого. Массовая гибель эритроцитов становится причиной смерти. Этот конфликт групп крови называется Feline Neonatal Isoerythrolysis «неонатальный изоэритролизис кошек». А вот такого котёнка выходить нетрудно.