Данная статья навеяна произведением Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби". Но речь пойдет не только об этом произведение, но и о ряде других литературных творений. Мне хотелось бы затронуть центральный аспект историй подобного рода. Мотивация персонажей и их поступки.
В "Гэтсби" главный герой влюблен. И во многом, все что он делал и делает было с мотивированно его чувствами к женщине. Однако приводит это к печальному концу. Мы понимаем, что в некотором роде Гэтсби любил не конкретную девушку - а лишь представления о ней. Его возлюбленная бежит с человеком, которого не любит из - за банальной трусости.
Возьмем же другой пример. "Мартин Иден" Джека Лондона. Именно Руфь послужила для Идена мотивацией к внутренней работе над собой. Но в какой то момент, он перерос её интеллектуально, социально, при этом сохранив свои принципы. Но если не учитывать момент пропаганды социалистических идей, а разбирать роман не предвзято, то мы видим, что Иден теряет вкус жизни. Он не способен вдохнуть желание жить сам в себя. В произведение Стендаля "Красное и чёрное" главный герой Жюль наоборот теряет свое достоинство, гордость и амбиции из - за мимолетной интрижки с аристократкой, что вновь приводит к печальному концу.
Как часто, видя подобные ситуации мы думаем, почему герой не остановится? Ведь все озвученные персонажи могли бы добиться любой угодной им цели, откажись они от своей пагубной зависимости. Но каждый из них по своему безумен. Женщина служит катализатором всех перемен, что происходят в жизни героя. Они как вдохновляют их на поступки, так и окончательно сводят их сума. Однако, легко осознавая ошибки героев со стороны, сами мы - будучи вовлеченные в точно такие же отношения, ведем себя не менее безумно.
Можем ли мы противостоять этому чувству? Безусловно да. Но для этого важно взаимоуважение. Мы поколение утратившие честь, гордость, самодостаточность и как следствие - достоинство. Все озвученные выше произведения об этом. И именно этому они нас учат - сохранить нечто более ценное внутри себя, а не поддаваться своим инстинктивным порывам. На ум приходит сцена из экранизации Умберто Эко "Имя Розы" - когда герой находиться на распутье. Он выбирает между влюбленностью и следованию за своим учителем, за знаниями не доступными окружающим. Так и мы мысленно находимся на распутье - между нашими желаниями и интеллектуальной жизнью. Я не пытаюсь внедрить в эти строки христианскую мораль. Но стоит помнить, что человек имеет в себе необычную природу. Помимо инстинктов - свойственным всем животным, он способен на создание сложных интеллектуальных образов, языковых и символьных конструкций. И выбирая между инстинктом продолжения рода, удовлетворения своих первичных инстинктов и чем то большим, чем мы есть - стоит крайне осторожно взвешивать все за и против.
Самодостаточность, свобода от всех зависимостей и тягот мира - основа здоровой личности. Как писал Шекспир "Вбирай все мненья, но храни своё". Лишь странствуя по дорогам внутренней империи мы способны преуспеть.