Миф 1: Стань отличником – будешь успешен.
Отличник – очень удобен школе. Он послушен, пунктуален, делает все, что попросишь, в большинстве случаев не спорит и не спрашивает, зачем это нужно. То есть не мотает нервы, не тратит ресурсы учителя на пререкания, его работы легко проверять.
Но по жизни синдром отличника – это тяжкая ноша. Подавляющее большинство отличников – это перфекционисты с повышенной тревожностью. Если троечник еще со школы умеет распределять ресурсы, делить задачи на важные (Это нужно обязательно, это ж математика, а мне ж поступать! Не сделаешь – батя прибьет!) и неважные (Химия? Да бог с ней! Спишу – трояк поставят, и норм), то отличнику все нужно делать одинаково прекрасно, на что тратится уйма сил, времени и ресурсов. А впоследствии оказывается, что математика – это и вправду важно, а химия в жизни вообще не пригодилась, и зачем было тратить на нее столько сил – непонятно.
Что же касается успешности, то процент успешных людей среди отличников и среди троечников примерно одинаков. К тому же отличников в жизни отличает боязнь совершить ошибку, сделать что-то неидеально.
В моей практике был пример: двое друзей – упертый отличник и умный, но ленивый троечник поступали в Академию гражданской авиации. Оба прошли по конкурсу, оба ее закончили: отличник - с красным дипломом, а троечник - с обычным. Во время каких-то конкурсных предполетных испытаний при приеме на должность пилота у отличника, который готовился к ним несколько месяцев, не спал ночами, зубрил инструкции, сдали нервы. Он не прошел испытания. А троечник прошел. И теперь троечник летает, а отличник служит на борту стюардом.
Миф 2. Надо посещать много кружков.
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали».
Нет, много кружков это хорошо. Но, во-первых, это «много» должен выбрать ребенок. Если девочка хочет заниматься карате, а мальчик – шить тряпичных кукол – это прекрасно. А вот когда родитель заявляет: «Ты будешь ходить в музыкальную школу, потому что я так сказал. И плевать, что у тебя ни слуха, ни голоса, ни желания» - это плохо. Ребенок потеряет мотивацию и право выбора, зато в подарок получит выученную беспомощность и безынициативность. И петь, кстати, вряд ли научится.
Во-вторых, много не значит одновременно. Часто родители «запихивают» ребенка в художку, в музыкалку и в балетную студию, а потом заставляют туда ходить годами, мотивируя это тем, что «любое дело надо доводить до конца, ты просто боишься трудностей, нельзя сбегать при первых неудачах». На самом деле, сбегать можно и нужно, если ты понимаешь, что это не твое. Пусть ребенок попробует себя сначала в робототехнике, а потом в кулинарии, сначала в карате, а потом на танцах. Ну и что, что меняет кружки, как перчатки? Он ищет себя, и это нормально.