К сожалению, представители селективной парадигмы преподавания шахмат очень далеки от видения реальных проблем шахматного всеобуча.
И самая трудная здесь – проблема именно всеобщности обучения.
Когда Иван Васильевич Звягин вводил всеобуч в своей шестой школе, он совершенно не понимал сути проблемы.
И это не просто великий педагог!
Это один из самых глубоких и талантливых педагогов, встреченных мною в жизни. Скажу больше: гениальный педагог.
Но даже он – профессиональный преподаватель физики и математики, один из сильнейших шахматистов Качканара, да и всего Северного Урала, мыслитель и блестящий политик и организатор абсолютно не понимал реалий всеобуча, вводимого им в собственной (в хорошем смысле этого слова) школе!
Шестая школа Качканара была именно его – Звягина – детищем.
Авторитетнейший педагог!
Опытнейший организатор.
Не по-ни-мал!
Не потому, что не был в состоянии понять.
Потому что проблема намного сложнее, чем кажется, и лежит не на поверхности.
В школе 1800 учащихся.
Примерно девятьсот мальчиков и девятьсот девочек.
По шесть классов в параллели.
По 15 девочек в каждом классе.
Тренер – преподаватель обучает все классы с первого по шестой.
Несколько лет этим у Звягина занимался только один специалист – Геннадий Васильевич Некрасов. Он брал только мальчиков и по одной-две девочки – из числа особо желающих. Остальные девочки маршировали на домоводство.
Таким образом, на одного тренера пришлось 36 групп, состоящих в основном из мальчиков – порядка 540 учеников.
Геннадий Васильевич разработал собственную систему обучения по карточкам, чётко вёл занятия ориентируясь на пособие и программу В.Е. Голенищева и по сути непрерывно пребывал в школьном шахматном клубе, не забывая также вести и преподавание родных ему физики, математики и информатики. В целом вся школа была в мальчиковой части неплохо мотивирована в селективной именно парадигме. То есть все «искали таланты». Тем же, кто в таланты не протискивался удовлетворенно ставили высокие отметки, отмечая трудолюбие и дети утешались тем, что по шахматам у них пятёрки и четвёрки. Троечек практически не было.
Когда я начинал свои практики с девичьей частью, я обнаружил просто категорически не замотивированную массу детей!
Девочки не имели ни внешнего мотива, ни внутреннего желания изучать шахматы.
В то же время мне пришлось знакомиться со всеми ними практически одновременно.
Попробуйте представить себе, что вам предложено познакомиться с шестью сотнями детей одного пола одновременно.
Просто представьте себе шестьсот личных знакомств за пять дней.
По сто десять знакомств ежедневно.
Просто сто десять – сто двадцать знакомств.
Одно дело – изобразить научение детей.
Другое дело – реально обучить их.
Но обучать ребенка, не зная его характера, его состояния, его реального образования – задача невыполнимая.
В отличие от огромного числа других педагогов я не просто читал книжечку «Характеры» Феофраста.
Сейчас я понимаю, почему педагог Феофраст так сильно интересовался характерами людей.
Он реально учил детей.
Много детей!
По некоторым сведениям у него в один момент обучалось до четырех тысяч детишек!!!
И это были не простые детки, а детки самых значительных персон в Афинах!
Чтобы реально учить ребенка, необходимо с ним очень хорошо познакомиться.
Необходимо познать его личность.
Разобраться в его темпераменте и характере.
И ученик основателя психологии – Богоречивый (так переводится его имя в веках - Теофраст) пишет книжечку «Характеры»!
В этой книжечке даны ровно 30 описаний!
Если вам предстоит познакомиться со ста двадцатью детьми в сутки, то вам предстоит «приложить» к каждому из них минимум 30 «шаблонов», а это 3600 сравнений!
Но психология со времён Феофраста продвинулась далеко вперёд, и мы ныне помимо четырех темпераментов различаем более пятисот характеров и это только в рамках одной психологической школы.
На самом деле число параметров значительно больше, и потому не 3600 сравнений, а минимум 150000 сравнений необходимо произвести, чтобы только эскизно определиться с обучаемыми.
Возможно ли сие?
А ведь их надо запомнить!
И еще сто двадцать завтра!
И столько же послезавтра!
И вновь!
И вновь!!!
Шестьсот детей в неделю!
И теперь еженедельно по сорок пять минут общения с ними же!.
Сто шестьдесят семь часов видеть и заниматься другим и с другими и сорок пять минут общаться вот с этим ребенком в числе других пятнадцати-восемнадцати!
Мыслимо ли?
Реально ли?
Возможно ли?
Преподаватель математики в школе имеет шесть уроков в неделю со «своим» классом.
Это тридцать детей.
Не будем скаредничать, не будем писать «двадцать четыре»!
И шесть уроков в неделю.
И всего ему надо запомнить четыре класса – то есть всего сто двадцать детей.
Вы полагаете, что педагоги реально знают, кому они преподают?
А здесь, у нас во всеобуче, в пять раз больше и в шесть раз короче!
Кто сам не преподавал – не поймёт!
Реальный педагог становится реальным педагогом там и тогда, где и когда он добывает ключик к сердцу ребёнка.
Но вот вам задача – добыть шестьсот ключиков к шестистам сердцам уникальных, неповторимых, очень разных «ребёнков».
Есть существенная разница между дошкольниками и школьниками.
Она заключается в том, что дошкольник в психологическом плане – это еще нераскрытый бутон. Личность ребёнка развёртывается во времени и достигает неповторимой яркости отнюдь не шести лет отроду.
Поэтому триста нераскрывшихся бутонов волшебных цветов тем более сложно изучить и запомнить.
Сознанию педагога приходится цепляться за внешние данные и признаки.
И вот это и есть реальная первая проблема шахматного всеобуча.
На педагога возлагается колоссальная нагрузка в условиях тотального внешнего непонимания стоящих перед ним реально проблем.
И вот именно с этим внешним непониманием и надлежит работать в первую очередь.
Подходы к технологии
Первый практический вопрос: форма обращения
Что было перепробовано и отвергнуто?
Красотки!
Красуни!
Красули!
Девочки!
Ненаглядные!
Милые!
Солнышки!
Лапушки!
Цветики!
Цветочки!
Девчата!
Девчонки!
Девоньки!
Дивули!
Умницы!
Ребятки!
Девчатки!
Что было принято ими безоговорочно всеми без исключения?
В единственном числе:
Красавица!
Во множественном числе:
Красавицы!
Второй практический вопрос: С чего начинать?
Ответ:
С позы!
Сидя: ноги вместе.
Корпус держим прямо.
Спинка прямая!
Головой не вертим!
Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы одной руки касаются локтя другой руки.
Сидим ровно!
Ротик на замочек!
Пояснение о положении рук.
Уже трёхлетние девочки успешно принимают правильную позу и правильно держат руки.
В своё время была опубликована поза спящего космонавта в космосе, то есть в невесомости.
Он держит руки согнутыми в локте, поднятыми немного над головой, ладони прямо напротив лица. Это так скроено человеческое тело!
Поза описанная здесь наиболее удобна для тела ребенка, поскольку мозг отключается от процесса удержания позы, ибо эта поза удерживается «на автомате»!
Сравним её с другой выработанной человечеством позой: позой кучера.
Человек сидел, слегка расставив ноги, опираясь локтями расслабленных рук на колени, и склонившись так, чтобы голова спящего спокойно свисала между плеч вперёд.
Так кучера спали в ожидании заказчика на перегон повозки. Очень удобная естественная поза для сна. Поза, предлагаемая девочке на занятии на старте, очень эргономична, не портит осанку, не вызывает перенапряжения в теле и не отвлекает ребёнка от занятия.
Но продолжим на следующей встрече!