Найти тему

Как сформировать у ребёнка комплекс "отличника"?

Здравствуй, дорогой читатель!

Моя преподаватель по психологии говорила: "Ах, если бы родители только знали, какие они "подарочки" дарят своим детям". Загадочная фраза с сюрпризом от человека, который занимается психологическим консультированием более 30 лет и имеет собственный научный центр, и авторские методы, которые показывают как раз как эти "подарочки" родительские влияют на жизнь. Сразу скажу, что меня как психолога-практика уже раздражает фраза, что все проблемы из детства=) НО, учитывая, что я в области психологической науки с 2009 года, могу убедительно заявить, да, то, что происходит с людьми во взрослой жизни отчасти имеет свои корешки в том, что там происходило в отношениях между родителями и относительно ребёнка в самом раннем возрасте.

Итак, если говорить про комплекс отличницы(ка). Давайте рассмотрим слово "комплекс" не как изъян, а как набор характеристик, как положительных так и отрицательных.

Какие у этой характеристики, скажем так, особенности положительные, как я считаю:

1. Ответственность.

2. Стремление к совершенству.

3. Хорошие результаты деятельности.

Отрицательные характеристики:

1. Чрезмерная тревога.

2. Страхи сделать плохо.

3. Зависимость самооценки от результата.

Что сказать, как по мне, тот факт, что отовсюду ПСИХОЛОГИ кричат : "...ааа....стойте! ... родители ... не формируйте...комплекс отличника у ребёнка... иначе он не выживет на этой земле и сойдёт с ума.....", - немного преувеличена широта проблемы, т.к. каждый родитель понимает, что комплекс "отличника" это не так уж и плохо, в этом смысле, "комплекс бездельника" или "комплекс пофигизма", возможно будет куда более печальным в жизни человека.

Всё же, мы с Вами понимаем, что ЕСЛИ РОДИТЕЛИ БУДУТ ХВАЛИТЬ ребёнка только за результаты работы:

1. отличные оценки в школе

2. бытовые достижения дома и т.д.

Особенно сильно влияет похвала, касательно отличных оценок в школе, отсюда собственно и называется комплекс "отличника" - эта позиция, когда родители хвалят (поощряют эмоциями, одобряют подарками, словами и т.д), действительно, потом может вызвать уже у взрослого человека ряд проблем:

1. Чрезмерная тревога.

2. Страхи сделать плохо.

3. Зависимость самооценки от результата.

Как это не допустить?

1. Перестать говорить ребёнку хороший он или плохой... (ну тут можно ещё перечислить фразочки от каждого родителя, в том числе и нецензурные...) в зависимости от того, какие оценки у него в школе.

2. Оценивать ребёнка не с позиции его результатов (ты хороший, потому что ты получил медаль, грамоту, написал контрольную на 5, помыл посуду, сделал маме чай, убрал в комнате и т.д - ТАК НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ)

А с позиции высказываний-эмоций касаемо, того, что Вы чувствуете. как родитель относительно поступков Вашего чада. А именно:

-Я рада, что у тебя медаль;

-Жаль, что у тебя 2 по математике давай вместе разберёмся как получить другую оценку 4 или 5, к примеру;

-Мне приятно, что ты вымыл посуду;

-Испытываю счастье 😋 от того, какой вкусный чай мне приготовил ребёнок;

-А сейчас я пребываю в восторге, потому что ты уже убрал в комнате!

Исключить в направлении к ребёнку фразы: "молодец-НЕ молодец", "тыХороший-тыПлохой" и другие фразы оценки.

Запомните, оцениваем НЕребенка, а только его ПОСТУПКИ.

Оценку поступков строим только, ГОВОРЯ О СВОИХ эмоция, на счёт ПОСТУПКОВ.

С уважением и любовью к Вам!

Татьяна Голуб, педагог-психолог

Тел.: 89858981434

Консультации онлайн или личная встреча. Звоните или пишите!

-Опыт работы психологом с 2009 года: детский сад, школа, детский лагерь, колледж, университет. 

-Помогаю детям, мамам и папам посмотреть на проблемы с другой стороны и улучшить климат в семье.

-Работаю с детьми от 0 до 18 лет. 

-Детьми ОВЗ и инвалидностью.

-"Трудными" детьми.