Четыре критерия, отличающие реального лидера от козла отпущения
Срочно. Требуется осёл.
Это был первый общий сбор нашей студенческой группы. Я вошёл в аудиторию, окинул взглядом незнакомые лица и по старой школьной привычке сел на самую заднюю парту. Чем дальше от начальства - тем меньше проблем.
После ряда скучных и никому неинтересных моментов, куратор группы предложил выбрать старосту. Как мы можем выбрать старосту, если не знаем друг друга?
Вообще, и тогда, и сейчас я считаю, что выбирать можно только из желающих. Но желающих не было. Оно и понятно: куратор ничего не сказал о том, какие права приобретает староста вместе с обязанностями.
А если никаких прав не приобретает, или эти права чисто символические, то такое назначение - это геморрой, попытка найти козла отпущения, на которого можно взваливать всякую неоплачиваемую работу и заставлять жертвовать своим временем "ради обЧества".
Короче, желающих не нашлось. Тогда куратор решил использовать старый бюрократический приём: назначить в принудительном порядке.
- Так... Сейчас посмотрим, у кого лучший вступительный результат. Кто лучше учится, тот самый ответственный.
Согласитесь, сомнительная логика? Вот я и решил доказать ему, что он не прав.
Лучший результат был у меня, но моего протеста никто не услышал. Типа "что ты там возмущаешься? Коллектив сказал "надо", значит надо!". Мне оставалось только развести руками: "Пеняйте на себя...". С совестью у меня всегда были проблемы.
Спустя несколько дней группа получала учебники. Кому было надо, тот пришёл в библиотеку и получил. А кому нужен был староста, чтобы отвести за ручку, тот остался без ничего. Формально за процедуру получения учебников отвечал староста. Это послужило поводом к тому, чтобы обиженные из числа одногруппников решили предъявить мне претензии.
Самосуд
- Ты почему никого не предупредил? Ты - староста, ты обязан!
- Уважаемые! - заявил я во всеуслышанье, - Я был бы старостой, если бы поставил свою подпись на договоре сотрудничества с деканатом, подписавшись таким образом быть у него на побегушках и обременять себя разными малозначимыми поручениями. Но я вам напомню, что никакого согласия на это назначение я не давал.
- Ты же подвёл коллектив! Как тебе не стыдно?
- Кого это я подвёл? Вот сидят ребята, которые получили учебники. Спросите у них, как так получилось, что они с книгами, а вы без? Может вы сами себя подвели, решив, что я за вас буду что-то делать?
Негодующий народ тут же выдвинул предложение переизбрать старосту. Ведь должен же быть кто-то, на кого можно сваливать ответственность за свои промахи?
Чем принципиально отличается реальный лидер от козла отпущения?
1. Власть. У лидера она есть, у козла отпущения - только формально.
2. Права. Реальный лидер получает обязанности вместе с компенсирующими их правами и льготами, козёл отпущения - только обязанности.
3. Психотип. Реальный лидер - это доминант, козёл отпущения - носитель психотипа жертвы.
4. Назначение. Лидер сам рвётся к власти, козла отпущения назначают.
Впрочем, не стоит отрицать тот факт, что козёл отпущения получает психологический выигрыш от осознания того, что он весь такой альтруист и просто красавчик.
Рудияр