Найти тему
Максим Бутин

5196. ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ СПУСТЯ…

1. Вот уже дюжину дней живу дольше Гегеля. И понимаю, как это нужно миру, чтобы я жил дольше, шёл дальше, думал глубже. После таких умов, как ум Платона или Аристотеля, Плотина или Прокла, Гегеля или Маркса, которых современники заведомо не понимали во всей их глубине и значимости для мира, в которых мудрость концентрируется на многие последующие века, мир меняется безвозвратно. И уже не может быть прежним. Эти философы лишь различным образом изменяли мир, а наше дело состоит в том, чтобы понимать их и его.

Платон Афинский...

Аристотель Стагирский...

-2

2. Потому и требования к уму и его долгожительству иные. На 10 — 12 суток иные. А, может, и ещё дольше. Что ж тут делать мыслителю? Радоваться жизни, что она ещё длится? Нет. Задача мыслителя не жить дольше, а заняться иррадиацией, равномерной пропиткой всего мира теми идеями, которые в концентрированном виде представлены гениями прошлого. Так бывает всегда: работа гения осваивается веками, разрабатываются приложения идей, создаются их новые интерфейсы. И тогда идеи, будучи так трудолюбиво и внимательно поняты, блистают по-новому.

3. Но что же такое идеи, скажем, К. Г. Маркса?

Необходимое условие мыслимости таких идей — неравномерность социума. Если социум совершенно равномерен, никакое движение его невозможно. Разве под внешним воздействием метеорита или солнечных лучей. А в неравномерном обществе появляются субъекты изменения общества к усугублению неравенства или к его смягчению, к достижению в итоге равенства в обществе. Только в неравномерном обществе, в котором части не равны друг другу и по-разному относятся к целому, возможно появление таких частей-субъектов, которые действуют на целое общество, меняя его всё и целиком. И в самом деле, если исключить радикальное воздействие на общество природы вследствие стихийных бедствий и природных катастроф или мыслить их как постоянный фактор жизни общества, общество может меняться только под собственным воздействием, то есть саморазвиваться. Но саморазвитие любого организма не происходит так, что целое действует на себя как целое. Уже в этом делении целого на целое-субъект и целое-объект первичное целое делится на части. В реальной жизни общества выделяется та часть, которая действует на другие части или (и) на всё целое.

Главная идея К. Г. Маркса состоит в том, что следует найти такого субъекта общественных изменений, продолжение жизни которого было бы равно его смерти, включение которого в общество было бы его исключением из общества, — субъекта, для которого изменение всего общества было бы простой жизненной необходимостью, условием его дальнейшего бытия.

Такого субъекта К. Г. Маркс нашёл в пролетариате. И каковы бы ни были его реальные отношения с реальным пролетариатом, теорию самосовобождения пролетариата от отчуждения путём присвоения себе всего общества К. Г. Маркс старательно разрабатывал. Отчуждение пролетариата конкретно мыслилось К. Г. Марксом в виде эксплуатации пролетариата капиталистами. Избавление от эксплуатации разрушает весь мир капитала и преобразует отчуждённый мир в неотчуждённый, то есть присвоенный.

При этом снятие отчуждения проходит тот же путь, что и само отчуждение, меняется только вектор. А если противоречия общества, ведущие к его самоотчуждению, недостаточно развиты, то есть общество ещё не дошло до предела отчуждения, поспешное снятие отчуждения, нетерпеливое самоприсвоение приводят к повороту назад не с конечной точки, а со срединной. И все неосвоенные формы присвоения и неприсвоенное содержание, потерянные от недоезда в конечный пункт, будут миражами и фантомами, дурными снами и подлинными галлюцинациями недосамоприсвоения.

4. Из воплотителей идей известны, например, Г. В. Плеханов (Н. Бельтов) и В. И. Ульянов (Н. Ленин). Они пытались приложить идеи К. Г. Маркса к российской действительности.

Спор Г. В. Плеханова (Н. Бельтова) и В. И. Ульянова (Н. Ленина) во время Первой мировой войны 1914 — 1919 гг. и позднее, во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года в России, был по существу спором о субъекте социальных изменений, его способности к работе в российской действительности, мягко говоря, не совсем готовой к коммунистическим преобразованиям.

Исторически «победил», как известно, В. И. Ульянов (Н. Ленин), затеявший осуществить пролетарскую социалистическую революцию в обществе, состоящем из десяти миллионов пролетариев (вместе с семьями) и сотни миллионов крестьян (вместе с семьями). Неразвитость сознания пролетариата, невоспитанность его предельным отчуждением потомственный дворянин В. И. Ульянов (Н. Ленин) предлагал компенсировать «внесением пролетарского сознания в ряды пролетариата», ибо без этой интроекции пролетариат способен де лишь на экономическую борьбу, то есть борьбу за улучшение условий труда, повышение заработной платы и снижение продолжительности рабочего дня.

Что из этого внесения правильного сознания в голову недостаточно правильного пролетария вышло, мы знаем. Пролетариат стал объектом манипуляций со стороны кучки революционеров, а не субъектом исторических изменений общества. И обрёл иное, некапиталистическое, угнетение и страдание.

С другой стороны, со стороны большевистских партийных манипуляторов, копились страдания иного рода, страдания недоумения. Неосвоенные и не существовавшие в России формы отчуждения необходимо должны были выдумываться партийно-правительственным руководством страны и более или менее успешно или неуспешно преодолеваться.

К примеру, капитализм в сельской местности России был представлен не крупным капиталом аграрных предприятий-гигантов, наподобие Путиловского завода в городе Петрограде, а массой крестьян-единоличников с небольшими участками земли, скудными инвентарём и тягловой силой для её обработки. Поэтому очень показательным и доказательным моментом преодоления частно-капиталистических отношений в деревне была коллективизация, которая создала крупных, сравнительно с отдельными крестьянами, собственников, но при этом самих крестьян превратила в крепостных этих предприятий. В случае создания не колхозов, а совхозов крестьяне не много приобретали: из крепостных колхоза становились государственными крепостными.

В извращённой форме ленинская недореволюция сталинскими руками доделывала работу недосвергнутого недокапитализма. 1861 года и освобождения крестьян как и не бывало. Конечно, таким повторным, и часто более гнетущим, закабалением государство решало глобальные задачи. Без коллективизации и индустриализации СССР заведомо проиграл бы в грядущей войне с объединённой фашизмом и нацизмом Европой. Но что мне, отдельному человеку, глобально-государственные задачи, если я, живя в деревне, в крае сельскохозяйственного производства, буду пухнуть с голода и подыхать от перенапряжения сил в труде полеводческом или скотоводческом...

Самое пикантное в Октябрьской революции 1917 года в России то, что с её свершением революционеры не перестали бороться. Но теперь уже не со свергнутым царём, помещиками и капиталистами, а друг с другом. И применяли все подпольно-революционные хитрости друг против друга. Это ярко свидетельствует, что они всерьёз воспринимали друг друга, группа группу такими же врагами, какими прежде им представлялись царь, помещики и капиталисты. Как говорится, одного поля ягоды. Насколько же задачи буржуазной революции не были решены в России, если коммунисты даже друг друга воспринимали как буржуев и стремились избавиться от доставляемых этими врагами болей, по существу же — фантомных болей.

5. Свидетельствуют ли эти грандиозные неудачи социалистического воплощения идей К. Г. Маркса о качестве и форме этих идей? Конечно, свидетельствуют. Но даже если эти свидетели поклялись на Библии перед дачей своих свидетельских показаний в суде истории против атеистической страны, по существу озвучивая только горькие слова самосознания этих неудач, — всё равно я скажу: свидетели врут; врут не всегда так, как врал Троцкий, но тоже врут. Реально же у идей Маркса, как и у идей Платона и Аристотеля, Плотина и Прокла, как у идей даже Гегеля, — может быть иная интерпретация и воплощение в материале, нежели та и то, которые они получили у Н. Ленина и И. Сталина, Л. Троцкого и Н. Бухарина, Л. Брежнева и М. Суслова.

6. Не пытайтесь преподавать математический анализ и теорию струн индейцам сельвы Амазонки. Даже если они усвоят терминологию, максимум на что они будут способны после обучения и сдачи экзаменов, это развить карго-математический анализ и карго-теорию струн. Вы только всё смешаете в доме амазонском, играя на этих струнах и подвергая там всё такому анализу. Всё смешаете. Всё!

2021.03.30.