71,4K подписчиков

Итальянский фильм, предопределивший популярность «Спрута» в СССР

3,1K прочитали

Или когда массовый советский зритель впервые увидел «серьезную» мафию

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Дорогие друзья, только не подумайте, что до сериала «Спрут» советский зритель не знал про мафию. До него доходили некие отголоски, но больше ироничного характера. Можно вспомнить пассажи одного из персонажей «Необычайных приключений итальянцев в России» про то, что «мафия бессмертна». Или же некие намеки не совсем вменяемого типа из одной серий «Следствия», которое «ведут знатоки», про «овощную мафию».

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Однако насколько всё обстояло «серьезно», наша страна, по сути, узнала только в середине 80-ых годов, когда у нас было решено показать ленту «Сто дней в Палермо». Кто-то характеризовал её как нон-фикшн нуар, то есть криминальную драму фактически документального содержания, хотя фильм был игровым. Это была некая художественная реконструкция реальных событий. Надо сказать, для мирового кино прием не новый. Можно было бы вспомнить, например, «Бойню на день святого Валентина» (1967)

Афиша фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Афиша фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Однако на этот раз действие было перенесено на Сицилию. Более того, Сицилию «актуального состояния», а не какого-то отдаленного прошлого. Фильм в Италии вышел на экраны в 1984 году (у нас пару - лет спустя). А в фильме были показаны события лета-осени 1982 года. Для чего надо было иметь некое мужество. Так как в кинокартине речь шла о войне, которую сицилийская мафия объявила государству. И надо сказать, что долгое время «счет» был не в пользу государства

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Во главе криминальной империи находился Сальваторе Риина, для одних известный как «дон Тото», для других - под прозвищем «Зверь». Мы уже рассказывали о нём в связи с итальянским сериалом «Дон Корлеоне» (2007). Однако «обет молчания» на эту тему первыми нарушили пока ещё никому не известный Джузеппе Торнаторе (на тот момент сценарист проекта) и режиссер Джузеппе Феррара (не путайте с американским режиссером Абелем Феррара)

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Основой фильма стала судьба генерала корпуса карабинеров Карла Альберто Делла Кьеза, который в разгар «войны с мафией» был назначен префектом Палермо. До этого Кьеза уже смог справиться с «красными бригадами», показав, что за спиной оных стояли влиятельные политические фигуры и западные спецслужбы, а вовсе не коммунисты. Однако борьба с мафией оказалась не в пример сложнее.

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Роль генерала, который должен был положить конец могуществу «Коза Ностра», была поручена уже немолодому Лино Вентуре, хотя и считавшемуся французским актёром, но имевшему итальянское происхождение (он родился в Парме). В СССР Вентура по популярности лишь немного уступал Жану Габену и Алену Делону. Это была одна из причин, почему «Сто дней в Палермо» решили показать в СССР.

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Второй было то, что среди жертв мафии значился депутат-коммунист, а сам Кьеза хотя и был генералом, но мыслил вполне «прогрессивно». В фильме он показан как жертва «политического заговора». Оказавшись в Палермо, он оказывается в тотальной изоляции. Он не может рассчитывать на поддержку, так как все вокруг (от чиновников до чинов полиции) были «замазаны». Желая помочь городу и стране, этот персонаж фактически обрекает себя. В фильме проскальзывает мысль, что это был как бы ход «римских политиков», мол, с мафией бороться бесполезно, а потому надо пойти на мир с «доном Тото».

Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)
Кадр из фильма "Сто дней в Палермо" (1984)

Как бы то ни было, но именно фильм «Сто дней в Палермо» вызвал интерес к мафии и в итоге как бы спровоцировал неимоверную популярность в СССР первых дух сезонов сериала «Спурт». А вместе с ним и актера Микеле Плачидо, исполнившего роль комиссара Коррадо Каттани, который (по одной из версий) был «срисован» с Карло Кьезе.