Найти в Дзене
Scio

Путь самурая до ронина

Чем отличались самураи от ронинов?

Самураи практически сразу возникают в памяти, когда речь заходит о Японии. Благородные войны, служащие своему господину, ценящие честь выше жизни. Но так ли всё было на самом деле, и откуда появились ронины?

Путь самурая

Чтобы понять, кем является ронин, необходимо разобраться, кто же такой самурай. Во время феодальных междоусобиц в Японии X-XII веков некоторые семьи получили особенно большое влияние. В результате, стали появляться довольно крупные феодалы, которым были необходимы хорошо обученные профессиональные войны. На эту роль и подходили самураи.

Хотя сами самураи появились раньше в 646 году по результатам реформ Тайка, наибольшего расцвета они достигли со времени появления сёгуната после войны Гэмпэй в XII веке (по своей сути это была гражданская война). Сёгун стал фактическим главой государства, а император был вынужден ориентироваться в своих решениях на сёгуна.

Вокруг сёгуна образовался круг занимавших различные весомые посты знатных людей, среди которых многие были самураями. В результате, самурайский дух проник во многие слои общественной жизни Японии. Самураи следовали неписанному моральному кодексу, который на русский язык можно интерпретировать, как «Путь лука и скакуна». В дальнейшем он трансформировался в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Самурай
Самурай

Путь от самурая к ронину

В первое время существования сёгуната самураи были не столь многочисленны, что позволяло им занимать наиболее высокие посты и привилегированное положение. С начала XVII века количество самураев стало возрастать. Большинство уже не являлись приближенными правителю, а были вассалами (подчинёнными, зависимыми лицами) даймё, т.е. князей.

Вот здесь то и можно раскрыть историю о том, как самураи становились ронинами. Ронины существовали и до этого, но не в таких масштабах, как после кровопролитных войн (особенно на фоне роста числа самураев). Ронин – это самурай, оставшийся без своего господина.

В этот момент возникает противоречие с общепринятым представлением. После потери своего господина, согласно бусидо, самурай должен совершить сэппуку или харакири (ритуальное самоубийство – разрезание живота). Но отнюдь не все самураи прибегали к таким крайностям, учитывая, что максимальное число ронинов в Японии, по разным оценкам, могло достигать 500 тысяч человек.

Ронин мог быть очень обеспеченным. Некоторые самураи являлись довольно богатым представителями общества, и добровольно покидали службу у господина. Также самураи могли становиться ронинами вследствие мелких или крупных проступков. За мелкие проступки их могли простить и вернуть обратно на службу, а вот тяжёлые ложились грязным пятном на биографии ронина, который предпочитал не упоминать имя своего господина, чтобы скрыть факт проступка.

В некоторые моменты особо кровопролитных периодов истории Японии ронины могли легко найти себе нового хозяина, которому нужны были опытные войны. Ну, а в мирное время ронины могли сильно бедствовать и опускаться даже до земледелия, что считалось для них занятием, являющимся ниже их уровня достоинства. Многие же предпочитали заниматься грабежами.

Вариант доспехов самурая
Вариант доспехов самурая

Ронины в массовой культуре

Упоминания ронинов можно встретить и в массовой культуре. Так, история 47 ронинов, мстивших за смерть своего господина, множество раз была освещена в кинематографе. Многим запомнилось и появление Джереми Реннера, играющего Соколиного глаза, в образе Ронина в фильме Мстители: Финал.

После реставрации Мэйдзи (1868-1889 годы) система феодальных сословий была изменена. Однако самурайская доблесть и кодекс «Бусидо» составляли основу идеологии милитаристской Японии вплоть до того, что самураями могли называть служащих японской армии. Но самураи и ронины ушли в историю после поражения Японии во Второй мировой войне.

Сейчас же, по большей части, термины могут использоваться опосредованно в обиходе. Например, ронинами называют абитуриентов, проваливших вступительные экзамены. Но это уже лишь шутливые выражения, имеющие мало общего с историческим контекстом.