Будущее Швабом видится следующим образом. Каждый житель планеты подключен к единой интернет-сети посредством чипирования. Через интернет производится обучение, жизнеобеспечение (доставка еды, товаров, услуг), работа. Быт обеспечивается роботами (умные дома, умные города, мед. обслуживание). Контроль всех и вся также осуществляется через интернет (планирование в различных секторах экономики, учет населения, сбор информации, учет выполняемых работ). Создаются базы совместного отдыха, одиночные путешествия и отдых не приветствуются. Охрану системы обеспечивает развитый искусственный интеллект, способный предсказывать будущее. И, как вишенка на торте, создается искусственный человек-робот.
Поскольку все страны находятся на разном уровне развития капиталистических отношений, то подход к каждой стране будет индивидуальным. Сам автор говорит об этом "В ожидании второй промышленной революции находится население 17 % мировой территории, так как около 1,3 млрд человек все еще не имеют доступа к электричеству. Примерно половина населения земного шара, или 4 млрд человек, ожидает третью промышленную революцию, поскольку большинство из них живут в развивающихся странах, где нет доступа к сети Интернет.
Для реализации идеи потребуется проведение мер во всех областях жизни общества. Как истинный капиталист, Шваб начал с экономики. Рост ВВП одно из необходимых условий. Увеличения ВВП можно достичь, решив проблемы старения населения и стагнации производительности труда. Необходимо регулирование занятости населения, автоматизация труда, воздействие на развивающиеся экономики, воспитание чувства осмысленности труда на благо общества.
Бизнес также изменится по мнению автора: "Из четвертой промышленной революции вытекают четыре основных следствия для всех отраслей: ожидания потребителей меняются, качество продуктов совершенствуется за счет данных, повышающих производительность активов, новые партнерства формируются по мере осознания компаниями важности новых форм сотрудничества, операционные модели трансформируются в новые цифровые модели. Если во времена третьей промышленной революции возникали сугубо цифровые платформы, то отличительной чертой четвертой промышленной революции является появление глобальных платформ, тесно связанных с физическим миром." Конкуренция между компаниями ужесточится, произойдет их естественный отбор.
Большое внимание уделено политико-правовым образованиям в виде стран и государств, институтам власти и международным отношениям. Правительствам все сложнее управлять обществом. "Их полномочия сдерживаются конкурирующими центрами власти, имеющими транснациональный, региональный, местный и даже личный характер. Структуры микровласти в настоящее время способны оказывать сдерживающее воздействие на структуры макровласти, такие как государственные правительства. Тем не менее правительства в любом случае будут полностью трансформированы в более экономичные и более эффективные структуры власти. И все это произойдет в контексте новых и конкурирующих силовых структур. Как и во времена предыдущих промышленных революций, законодательное регулирование будет играть решающую роль в принятии и распространении новых технологий. И все же правительства будут вынуждены изменить свой подход, когда дело дойдет до создания, пересмотра и исполнения нормативно-правовых актов." Отдельные регионы и города все больше будут превращаться в инновационные сети. Меняется природа конфликтов. Большую опасность будут представлять негосударственные вооруженные субъекты. "Четвертая промышленная революция изменит характер угроз для безопасности, а также окажет влияние на смещение власти не только в географическом отношении, но и от государственных структур к негосударственным." Усилится кибернетическая война между странами, военные действия будут вестись с помощью самоуправляющихся систем. В этой связи возрастает роль международных договоренностей. "В условиях роста вооруженных негосударственных формирований на фоне уже непростого и все более усложняющегося геополитического ландшафта перспектива создания общей платформы для сотрудничества в отношении ключевых проблем международной безопасности становится задачей критически важной, и при этом требующей больших усилий".
Проблемой общества во время четвертой промышленной революции является неравенство среди населения. "Рост неравенства представляет собой не просто экономическое явление, вызывающее некоторую обеспокоенность. Это серьезная проблема, которую общество должно решать." Следующая проблема, это идеологическая разнородность общества. " Четвертая промышленная революция, которая становится проверкой для многих фундаментальных предпосылок, из которых мы привыкли исходить, может усугубить ту напряженность, которая существует между глубоко религиозными сообществами, защищающими свои фундаментальные ценности, и сообществами, чье мировоззрение сформировано на основе более светских взглядов. Наибольшую опасность для глобального сотрудничества и стабильности могут представлять радикальные группы, которые ведут борьбу с прогрессом с особой, идеологически мотивированной жестокостью. В противовес этому на основе общих интересов будут создаваться различные сообщества: "Высокая доступность, низкая стоимость и географически нейтральный характер цифровых медиа также делают возможным более тесное взаимодействие, которому не препятствуют социальные, экономические, культурные, политические, религиозные и идеологические границы."
Что же касается личности человека, то по мнению автора "На нас, индивидуумов, это окажет многоплановое влияние, скажется на нашей идентичности и различных гранях ее проявления: на наши представления о неприкосновенности частной жизни, о собственности, характер потребительского поведения, то, сколько времени мы посвящаем работе и отдыху, как мы развиваем свою карьеру и совершенствуем наши навыки. На уровне отдельных людей я предвижу следующую проблему, касающуюся неприкосновенности частной жизни: когда жизнь человека становится полностью прозрачной и когда о его оплошностях, больших или малых, могут узнать все, кому хватит мужества взять на себя ответственность и стать руководителем высшего уровня? «Интернет по самому своему устройству является системой, где происходит вмешательство; машиной, ориентированной на то, чтобы отвлекать внимание. Когда нас часто отвлекают, наши мысли рассеиваются, наша память ослабевает, и мы испытываем напряжение и тревогу. Чем сложнее ход мысли, в который мы погружены, тем больший ущерб может быть причинен, если нас что-либо отвлечет».
Фактически автор предлагает человечеству своими руками построить тот мир, который сформировался в его сознании. В этом плане его книга похожа на "Протоколы сионских мудрецов", где говорится о без- исходности выбора у людей. При этом в отличие от автора "Протоколов..." он не называет выгодоприобретателей четвертой промышленной революции, а скромно называет их "лидерами". Эти лидеры должны сохранить традиционные ценности: "Четвертая промышленная революция обладает потенциалом роботизировать человечество и поставить под угрозу наши традиционные источники смыслов, такие как работа, общество, семья, личность. В наших силах не допустить такого развития сценария, а использовать четвертую промышленную революцию для движения человечества вверх к новому коллективному и моральному сознанию, основанному на едином представлении о судьбе".
В истории человечества уже была попытка создать общество, основанное на прогрессивных технологиях, целью которого было искоренение неравенства, повышение материального благосостояния и духовного роста человека. Прососуществовав 70лет государство развалилось. Среди разных людей до сих пор не утихают споры, почему попытка потерпела крах. В СССР была единая правящая партия, основанная на принципах демократического централизма, введенном В.И.Лениным. Демократический централизм строится на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. Этот принцип был перенесен и на властное управление. В самом начале существования пролетарского государства этот принцип был необходим, также необходим он был при создании промышленности, во время военных действий. Но уже с 60-х годов прошлого столетия, когда появилось новое поколение образованных людей, воспитанных на идее свободы, равенства, братства, которые не могли мириться с безусловным единоначалием, демократический централизм должен был если не исчезнуть, то хотя бы стать формальным. Такое возвеличивание начальства привело к тому, что местные партийные секретари становились царьками, не подвластными надзорным органам, высшая партноменклатура не была подотчетна народу, начальники любого уровня чувствовали свое превосходство и знали, что им все сойдет с рук. Даже рядовой бригадир в комплексной строительной бригаде мог отправить любовницу в отпуск, при этом ставя ей в табеле рабочие дни. Имея власть, эти "товарищи" захотели денег, которые на законных основаниях могли бы передать наследникам, и стали примерять на себя роль капиталистов. Населению при этом внушалось равенство возможностей и рассказывалось о больших зарплатах на западе. Эта пропаганда вкупе с недовольством властью, отсутствием достойных товаров, продуктов на прилавках магазинов и профессиональным снобизмом, стала тем переломным моментом конца социализма в СССР. Учитывая опыт социалистической системы смогут ли заявленные Швабом лидеры выполнить свою миссию. Ибо как писал Маркс: "Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определённом минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением её, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос ещё до неё. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества".
Если согласны, ставьте лайк, не согласны пишите комментарии.