Найти тему
Киновед в штатском

"Ширму фамильную умыкнули": Как в декорации "Чужого" попал реквизит из нашей "Иронии судьбы"?

Я, признаться, не очень люблю "актерские байки" и "смешные случаи на съемочной площадке" – они редко бывают действительно занимательными, большая их часть рассчитана на "своих", а суть часто сводится к сюжетам бородатых анекдотов. И все же иногда хочется поделиться интересными историями из закулисья кинопроизводства – пути искусства порой до неприличия хитровыгнуты. То, что вы прочтете ниже, мне рассказал один знающий человек, и я ему, честно говоря, не поверил, но недавно к этому уникальному случаю обратились исследователи с Reddit, и я поспешил изложить необыкновенную связь главного советского новогоднего фильма с классикой космического хоррора раньше, чем об этом начнут трубить во всех новостях. Считайте, перед вами эксклюзив.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Итак, еще на рубеже 2000-2010-х я делал серию материалов для одного интересного журнала о тех людях на съемочных площадках, которых публика совершенно не знает. Мы записали десятки часов интервью с гримерами, светотехниками, декораторами, костюмерами, администраторами и даже с работниками буфетов. Уже и не помню, что из этого было опубликовано, но часть интервью с Михаилом Пантелеевым, начальником цеха декораций "Мосфильма" я даже не стал расшифровывать – он углубился в такие воспоминания, что их нужно было либо издавать отдельной брошюрой, либо не показывать никому. Он-то и рассказал мне о знаменитой "фамильной ширме" из комедии Эльдара Рязанова и о том, как она оказалась в Голливуде.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Молодежь, вряд ли знает, но конец 1970-х стал периодом оттепели в отношениях СССР и США. Программа "Союз-Аполлон", соперничество на хоккейных площадках, визиты государственных деятелей и обширная культурная программа – "холодная война" была заменена партнерством и добрососедскими отношениями. Вместе с вереницей гастролей советских театров, балетных групп и музыкальных коллективов в 1977 году в Лос-Анджелес отправилась и специальная передвижная выставка "Советское кино на службе мира", в рамках которой экспонировались связанные с актуальными на тот момент фильмами костюмы, декорации, фотографии со съемок и прочие околокиношные аксессуары. Был на этой выставке и раздел, посвященный "Иронии судьбы" – в Голливуд отправилась часть комнаты, где разворачивались события знаменитой новогодней комедии, с некоторым реквизитом и одеждой героев.

Мосфильмовские декорации фильма "Вий"
Мосфильмовские декорации фильма "Вий"

Выставка была настолько успешной, что было решено провести дополнительный раунд демонстрации советских артефактов, но уже на Восточном побережье Америки, и фургоны с экспозицией отправились по дороге через все Соединенные Штаты. Тут-то и произошел случай, как нельзя уместный для фильма, в котором Лукашин путает две одинаковые "Третьи улицы Строителей" – вместо необходимого адреса в штате Нью-Джерси фургон с частью экспонатов приехал по схожему адресу, но в штате Висконсин. Иначе как "иронией судьбы" это и не назовешь. Из-за поджимающих сроков "потеряшек" дожидаться не стали, выставку в Нью-Йорке провели в несколько сокращенном виде, а фургон с комнатой из фильма Рязанова поехал по адресу отправления, то есть обратно в Голливуд.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Поскольку никакой особенной ценности катающиеся по Америке фанерные стены, наборы посуды, коврики, торшеры и рамки от картин не представляли, а "пиджаками в елочку" и прочей весьма обыденной одеждой героев "Иронии" мосфильмовские цеха были забиты, выставочный контейнер не спешили переправлять в Москву. Какое-то время "барахло" куковало в порту, а потом отправилось на склады студии 20th Century Fox, где были всегда рады пополнению и без того немалых запасов одежды, аксессуаров и деталей интерьера. Так вещи из советского кино перебрались на одну из самых известных мировых студий.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Мне неизвестно, получила ли свои 15 секунд славы стенка из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", надевал ли кто-либо еще пышную шапку Надежды для какой-либо картины, издала ли еще хоть звук гитара, на которой аккомпанировал себе Женя, исполняя песню "Если у вас нету тети...", но про один артефакт мне известно доподлинно – ширма из нашей ленты, та самая, которую "умыкнули", получила второй шанс оказаться на экране. И это совершенно невероятное событие, аналогичное которому я не припомню. Ширму для своих нужд позаимствовали декораторы фантастического фильма "Чужой" режиссера Ридли Скотта. Говорят, ее одобрил сам Ганс Рудольф Гигер!

Кадр из фильма "Чужой"
Кадр из фильма "Чужой"

Поклонники франшизы о лейтенанте Рипли и ксеноморфах отлично знают, что первый фильм в 1978 году снимался едва не на коленках, а декорации космического корабля "Ностромо" собирались чуть ли не на помойках. У Скотта был бюджет на создание кают-компании, лаборатории и комнаты, где астронавты спали во время перелета – эти локации мы и видим в хорошем освещении и с отличной детализацией. А вот остальные помещения звездолета сооружались абы как и из чего попало, на что-то серьезное просто не было денег. Поэтому-то и выглядит трюм "Ностромо" так странно – откуда в космическом корабле висящие цепи и паровые трубы, объяснить не может никто.

Кадр из фильма "Чужой"
Кадр из фильма "Чужой"

Вот тут-то студии и понадобился весь хлам, который только можно было собрать на местных складах и в ангарах, куда тропинки давно заросли. И среди множества различных конструкций, так или иначе, привлеченных к процессу съемок, нашлось место и для нашей ширмы – пестрая расцветка панелей вполне могла сойти за проржавевшие стенки корабля или загрязненную поверхность теплозащиты. В общем, туда она и отправилась. По словам Джеймса Голдштейна, начальника департамента хранения студии Fox тех лет, та самая ширма не просто послужила какой-то незаметной заплаткой, при желании ее даже можно разглядеть в кадре. Правда, "роль" ее невелика, а что-то рассмотреть можно только при большом желании и имея копию с хорошим разрешением.

Кадр из фильма "Чужой"
Кадр из фильма "Чужой"

Сможете ли ее разглядеть вы? Я не знаю, мне что-то распознать с полной уверенностью не удалось. Кажется, лукашинскую ширму показывают в эпизоде, когда ксеноморф нападает на техника Бретта, которого сыграл Гарри Дин Стэнтон, но гарантировать это я не могу. Еще один возможный вариант – в самом финале, когда Рипли несется из рубки к челноку "Нарцисс". Кажется, в этом месте "Ностромо" тоже использовались декорации с применением "подарка" из Советского Союза. Сложно сказать, об этом известно только со слов ветеранов цеха, давно вышедших на пенсию.

Кадр из фильма "Чужой"
Кадр из фильма "Чужой"

Впрочем, даже если разглядеть во всех красках это чудо советского интерьера в космосе будущего вам не удастся, мне кажется, повод для гордости остается – наша причастность к голливудской классике неоспорима. И то, что сегодня боевик "Никто" Ильи Найшуллера возглавляет американский бокс-офис, является логичным продолжением нашей экспансии в цитадель мирового масскульта – без нелепой ошибки в адресах, может и не было бы ничего подобного. Удивительная история, поверить в которую почти невозможно.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Но остановимся на этом. У меня в запасе есть еще еще несколько забавных сюжетов, которые вполне достойны и изложения на интернет-площадках, и даже адаптации в киносценарии. Но мы отложим их на будущий год – все-таки столь искрометным выдумщиком Киновед в штатском бывает только 1 апреля. Не спешите ругаться и обвинять меня в том, что я украл 5 минут вашего времени - этот текст является безобидной пародией на меня же самого со всеми моими конспирологическими теориями и попытками отыскать в сюжетах фильмов то, чего там нет. Тут ничего не поделать – я люблю кино и хочу привить любовь к нему всем, с кем соприкасаюсь. Читайте, смотрите и не болейте.

-12

А увидимся на этот раз не в кино, а на катке – День Дурака же!

Пишут, что в комментариях мой дисклеймер не очень заметен, поэтому добавлю его еще и сюда.
"Уважаемые читатели. Прежде чем ругать автора, обратите внимание на дату публикации и не обижайтесь.
У вас, кстати, вся спина белая"
Ну, и попутно добавлю еще ссылку на такой же розыгрыш из 2020 года - "Темное Око" (Ojo Oscuro): Аргентинская фантастика против планов Илона Маска - тоже весело было!