Найти тему
Роберт Громов

Лошадиная сила? Ха! Ведь в моду могли войти козья сила и лошадиная голова

И нет, речь вовсе не об истоках понятия «лошадиная сила» или пере­счёте современных показа­телей мощности в физиче­ские способ­ности отдельно взятой кобылы. К чему баналь­ности, когда-то под «капотом» у машины находился козёл! Дело было около века назад в Америке, где на свет появилось рогатое, а вскоре — и приво­димый им в движение экипаж. В отличие от типичной телеги амери­канских старо­веров-амишей, у повозки было водитель­ское место, четыре колеса и небольшой загончик для живот­ного, что даёт право рассуждать о первом в мире центрально-задне­моторном гужевом транс­порте. Что может быть более странным?Разве что голова лошади, приторочен­ная к самобеглому экипажу. Казалось бы, на рубеже позапрошлого и прошлого сто­летий авто­мобиль почти освободился от живой лоша­диной тяги. Рас­прощался с цоканьем подко­ванных копыт и всецело положился на двига­тель. К чему тогда эти странные маскоты? Неужто без коня на носу пассажиры чурались новеньких экипажей? Вовсе нет. Но их боялись сами лошади.
И нет, речь вовсе не об истоках понятия «лошадиная сила» или пере­счёте современных показа­телей мощности в физиче­ские способ­ности отдельно взятой кобылы. К чему баналь­ности, когда-то под «капотом» у машины находился козёл! Дело было около века назад в Америке, где на свет появилось рогатое, а вскоре — и приво­димый им в движение экипаж. В отличие от типичной телеги амери­канских старо­веров-амишей, у повозки было водитель­ское место, четыре колеса и небольшой загончик для живот­ного, что даёт право рассуждать о первом в мире центрально-задне­моторном гужевом транс­порте. Что может быть более странным?Разве что голова лошади, приторочен­ная к самобеглому экипажу. Казалось бы, на рубеже позапрошлого и прошлого сто­летий авто­мобиль почти освободился от живой лоша­диной тяги. Рас­прощался с цоканьем подко­ванных копыт и всецело положился на двига­тель. К чему тогда эти странные маскоты? Неужто без коня на носу пассажиры чурались новеньких экипажей? Вовсе нет. Но их боялись сами лошади.
-2
-3

1 2

Попытку подружить парнокопытных и двухтактных в 1899 году пред­принял мичиганский священник Юрай Смит, соорудив­ший свою Horsey Horseless. Насадку-шпионку с деревянной головой, которая, будучи при­деланной к носу авто­мобиля, могла бы сойти за свою в лошадиной «тусовке» и не пугать гужевые повозки.По задумке, прежде чем быть одураченной, встречная лошадь успела бы поравняться со стреко­чущей машиной и благо­получно разми­нуться, не наделав глупо­стей. Как истинный изобре­татель, Смит преду­смотрел внутри головы ёмкость, где мог бы находиться дополни­тельный топливный бак. Но любо­пытная затея не выгорела и про «фейковый» «стартап» забыли, так и не освоив выпуск. То, что светлая идея окажется обломом, понимали, кажется, и люди, и кони. К началу прошлого столетия по дорогам Америки бегало достаточно модных механи­ческих экипажей и шифро­ваться под устарева­ющий гуж было уже не с руки. Двадцатый век набирал обороты.