Вы недавно были в торговом центре? Может быть, даже сегодня. Здесь был пункт продажи аксессуаров для телефонов. Вы замечали, что такое место есть практически в каждой галерее? Двое или трое могут работать в более крупных галереях.
Как получается, что маржа, заработанная владельцем, достаточна для оплаты аренды и оплаты труда сотрудников? Это не очевидно. Если бы клиентов было вдвое меньше, такой бизнес был бы убыточным.
И все же это зарабатывает. Почему?
Однажды в нескольких галереях я также видел точки продажи меда и различных сопутствующих гаджетов - деревянных ложек, банок и значков с Винни-Пухом.
Может, ты не обращал на них внимания. Я вернулся, потому что такая бизнес-идея зародилась в моей голове еще раньше. Однажды в я увидела киоск с принадлежностями для пчеловодства.
Мне пришло в голову, что такая продукция отлично впишется в ландшафт торговых центров. К счастью, я не стал реализовывать эту идею.
Теперь тех точек с медом нигде не найти.
Означает ли это, что людям не нужен мед?
Точно нет. Это просто означает, что бизнес-модель продажи его в отдельных торговых точках в галереях не сработала. Мед покупают чаще в связи с обычными покупками, и в пунктах за пределами продуктового отдела не хватало сил, чтобы убедить людей покупать мед отдельно.
Может показаться, что эта модель очень похожа на модель точки продажи сотовых аксессуаров. Однако последнее работает, а первое - нет.
Почему?
Компоненты бизнес-модели
Бизнес-модель можно представить несколькими способами. Раньше в моде были бизнес-планы на несколько десятков страниц. В целях экономии времени так называемый « Холст » - сокращенный способ сохранить бизнес-модель на одной странице.
На данном этапе пока невозможно сказать, какая модель будет работать, а какая нет. Невозможно отличить малоперспективный бизнес по продаже меда от хорошо функционирующих точек с GSM аксессуарами.
Для этого вам необходимо дополнить свой личный холст (или любой другой бизнес-план) финансовым анализом.
Финансовый анализ
Возможно, в своих исследованиях, курсах и книгах вы думали, что финансовый анализ - это что-то очень сложное.
Но это неправда.
Так говорят только те, кто толком не понимает, что такое финансовый анализ.
Основная идея очень проста . Чтобы показать вам это, позвольте мне ненадолго вернуться к примерам. Как работает любой магазин в ТЦ?
- Имеет выручку от продажи коммерческих товаров (в нашем случае меда или аксессуаров для телефонов).
- Он несет расходы на приобретение этих товаров, то есть переменные затраты.
- Он несет фиксированные расходы, то есть в основном арендную плату, стоимость найма продавцов и расходы на ведение бизнеса, владельцев и бухгалтерию.
- Он платит налоги : в основном НДС и подоходный налог.
Фактически, так работает и любой другой бизнес. Единственное отличие состоит в том, что вместо затрат на закупку товаров могут быть другие переменные затраты - стоимость дополнительных рабочих часов, стоимость материалов или некоторые другие переменные затраты.
Последний пункт в списке выше, то есть налоги, пока не беспокойтесь об этом. За исключением особых обстоятельств, налоги не разрушат бизнес, у которого есть хорошая модель. Кроме того, они обычно появляются только тогда, когда у вас есть прибыль.
Если ваш бизнес отстой, вы, вероятно, не будете платить никаких налогов, но что с того?
Главное другое. Первые два пункта связаны друг с другом. Чем больше вы продаете, тем больше у вас дохода и затрат на следующее пополнение запасов. Вы живете на разнице между ними, то есть на марже.
Общая маржа создается путем умножения маржи за единицу на сумму, которую вы продаете.
Когда бизнес-модель терпит неудачу?
Весь ключ к успеху бизнес-модели состоит в том, чтобы привести к ситуации, когда полученная общая маржа покроет постоянные затраты с избытком - и принесет прибыль владельцу.
Если бизнес не приносит денег, это может быть только по трем причинам :
- маржа за единицу (то есть разница между ценой покупки и продажи одного продукта) слишком мала, и даже при крупной продаже бывает слишком мало излишка
- продажа слишком мала, и нет ничего, что могло бы генерировать общую маржу (то есть общую разницу между выручкой и стоимостью товаров)
- постоянные затраты слишком высоки и не могут быть покрыты общей маржой.
Всего по этим трем причинам. Других нет .
Хуже того, не всегда удается что-то исправить. Но часто можно.
Что делать, чтобы бизнес-модель заработала?
Конечно, часто, если что-то в бизнес-модели не работает, это можно изменить. Проблема в том, что если вы отремонтируете один компонент, вы легко можете сломать другой.
Чтобы увеличить маржу единицы, вы можете:
- Поднимите цены - только тогда вы можете потерять клиентов из-за конкуренции, а общая маржа вообще не увеличится
- снизить закупочные расходы, покупая товары более низкого качества - только, опять же, вы можете потерять общий объем продаж.
Если ваша проблема - слишком низкие продажи, вы можете:
- снизить цены с помощью рекламных акций - только тогда вы снизите маржу за единицу, и неизвестно, компенсируют ли вам больше продаж
- инвестировать в маркетинг - но это увеличивает накладные расходы.
Слишком высокие фиксированные затраты также можно попытаться снизить , например
- за счет сокращения занятости, найма более дешевых работников или снижения затрат на их обучение
- снижение интенсивности постоянной маркетинговой активности, такой как, например, постоянное размещение баннеров - только тогда это может повлиять на снижение продаж.
Золотая середина
Как вы уже догадались, между всеми этими видами деятельности есть золотая середина .
Но золотая середина не обязательно должна приносить прибыль. И здесь вы узнаете, хорошая у вас бизнес-модель или плохая.
Иногда вы узнаете об этом с болью.
- В случае точек с продуктами пчеловодства , о которых я писал в начале, оказалось, что лучшее сочетание наценки и затрат на содержание стойл все равно не гарантирует выхода . Продажи были все еще слишком малы, чтобы покрыть стоимость стендов в торговых центрах. Фиксированные затраты были слишком высоки для того, что можно было выжать из клиентов, приходящих в торговый центр в лучшем случае.
- Что касается второго примера, спрос на аксессуары для телефоновнастолько велик, что маржа, генерируемая даже в среднем торговом центре , достаточна для покрытия расходов на стенд, а также обеспечивает прибыль для владельца .
Как видите, бизнес практически не изменился. Но один работал, другой - нет.
У меня было несколько разговоров с людьми, которые занимаются продажей аксессуаров для телефонов. Оказывается, это не совсем одна модель.
На самом деле работают две бизнес-модели :
- Первый - это сочетание продажи аксессуаров с комиссионным магазином по телефону и простым обслуживанием . В таком сервисе можно заменить аккумулятор, отремонтировать разбитое стекло или снять симлок. Пунктом обычно руководят 1-2 человека, которым он позволяет зарабатывать на жизнь. На этом этапе обычная коммерческая деятельность совмещается с продажей услуг. Однако это требует специальных знаний, и не каждый сможет предоставить такие услуги.
- Вторая модель продает только аксессуары . За такие очки нанимают случайных лиц, выплачивая им минимальную заработную плату. Эта модель с одной стойкой приносит меньше прибыли. Следовательно, чтобы быть прибыльным, владелец должен управлять несколькими или десятками киосков одновременно , перемещая товары и сотрудников между ними по мере необходимости.
Как это выглядит в моей компании?
Как видите, бизнес-модель - это все .
От выбора хорошей модели зависит, будете ли вы зарабатывать деньги на бизнесе или будете ходить со своими сумками.
- Если это хорошо и доказано, вы можете жить за счет этого .
- Если он хороший, сложный и приносит высокую прибыль, вы можете даже красиво его «завернуть» и продать как франшизу.
- Если после нескольких попыток это не сработает, быстро сократите свои потери. Ликвидируйте предприятие и ищите другую идею.
В любом случае построение бизнеса - это на самом деле тестирование и улучшение бизнес-модели.
Даже если у вас есть блестящая идея продукта, он не станет бизнесом, если не будет построен на бизнес-модели.
Вам необходимо проверить в действии, сможете ли вы достичь такой прибыли и такого уровня продаж, чтобы покрыть постоянные затраты и при этом получить прибыль.
От всей души желаю вам успеха.