Все мы с детства знаем, что строительство подземных храмов характерно для христиан и ведет свою традицию с раннехристианского периода, когда из-за гонений со стороны сильных мира сего представителям одной из будущих мировых религий приходилось скрываться. В дальнейшем, в период Византийской империи, строительство пещерных монастырей и храмов получило широкое распространение по причине не столько защиты от врагов, сколько дешевизны подобных построек. Многим известна также и буддистская традиция строительства пещерных храмов и монастырей.
Но мало кто знает, что при определенных условиях природной среды этот способ строительства культовых сооружений встречается и в исламе, что для него сильно не характерно.
Показательным примером этого явления являются высеченные в скалах подземные мечети Мангышлака. Их несколько и некоторые из них весьма обширны. Мы же с вами осмотрим наиболее поздние из них, связанные с именем местного адайского проповедника и просветителя рубежа XVIII-XIX веков Бекет-Аты, и ныне почитаемого в качестве суфия (святого).
Считается, что после себя Бекет-Ата оставил четыре культовых центра с подземными мечетями.
Один из них был построен в урочище Баялы (Байшатыр) на побережье Аральского моря. Я даже не смог найти такой топоним и какую-либо информацию о составе и состоянии комплекса, кроме поименования в Инете. Может быть кто-то знает про него и был там?
Второй комплекс - Акмешит (Ак-Мечеть) на родине проповедника в 70 км к востоку от Кульсары на берегу реки Эмба (Жем) в составе минарета, медрессе и трех (упоминаются два, но в наличии три (?!!)) мавзолеев родителей суфия. Пещерных мечетей здесь было две на расстоянии в несколько километров друг от друга. Вполне возможно, что до наших дней они не сохранились. Источник
Третий, наиболее известный комплекс - Огланды, с некрополем и вырубленной в скале мечетью в которой захоронен Бекет-Ата, расположен в самом центре пышущего жаром безжизненного Мангышлака в окружении марсианских пейзажей. Летом температура здесь поднимается до +50 градусов выше нуля, а зимой дуют пронизывающие холодные ветры. Как-нибудь расскажу, что значит карабкаться оттуда по скалам чинка в убийственную жару под лучами палящего солнца.
А сейчас мы с вами осмотрим пожалуй самый скромный, но одновременно и самый доступный пещерный комплекс рядом с селом Бейнеу, мимо которого проезжает каждый, следуя по пути на Мангышлак или на юг, в Хорезм.
В предыдущей части мы узнали, как 18 апреля в Международный день памятников и исторических мест, я, попавший в ловушку циклона, решил не ехать в непогодь через плато Устюрт к Аральскому морю, а отправиться за 15 км в Эски-Бейнеу, чтобы осмотреть крупнейший древний некрополь Мангышлака и подземную мечеть Бекет-Ата. Считается, что древний культурный "костяк" Мангышлак образует 360 некрополей.
Через ворота въездной группы (смотрите репортаж по ссылке) по узкой асфальтированной дороге длинной 2,5 км в окружении карагачей и молодых саксаулов подъезжаю к парковке культового комплекса Бекет-Ата в Эски-Бейнеу. Из-за плохой погоды народу здесь не много.
Адайцы кочевой народ и Эски-Бейнеу (Старый Бейнеу) представлял по своей сути крупное зимнее кочевье в полупустыне рядом со скудными источниками воды, прячущихся в разветвленных балках. Здесь берет свое начало практически безводная безымянная речушка, чье сухое русло через несколько десятков километров впадает в залив Мертвый Култук Каспийского моря. Все как обычно на Мангышлаке: вроде река есть, а воды в ней нет от слова совсем, даже несмотря на весну. Несколько плотинок перегораживают балку с целью сбора весенней воды для водопоя скота, но почему-то эти небольшие водоемы даже в апреле пусты. Может быть это наследие еще СССР и пруды питались из артезианских скважин или из водоводов. Как известно, через Бейнеу в Жанозен проходят водоводы с волжской водой из Астрахани и с водой из Амударьи из Кунграда. Целых две соседние страны снабжают водой засушливый Мангышлак, причем одна из них сама испытывает проблемы с водой и Амударья давно уже не доходит до мертвого Аральского моря. А знаете почему было сделано два водопровода и еще поставлены опреснительные установки в Актау? Про это в следующий раз.
В период расцвета "Шелкового пути" Эски-Бейнеу на протяжении столетий выполнял функцию остановочного пункта на караванном маршруте. В силу кочевого образа жизни адайцев и их предшественников, переферийного расположении на северной границе Хорезма, отсутствия оседлого населения и крайней скудности биоресурсов в этих суровых краях Эски-Бейнеу на протяжении своей истории не только не вырос в город, но так и не обзавелся какими-либо памятниками архитектуры вроде мечети или караван-сарая. Может быть они и были, но мы про них ничего не знаем и сейчас они полностью археологизированы. К 1960 году со строительством станции Бейнеу и одноименного села, жизнь в Старом Бейнеу окончательно замирает и от него остается только несколько глинобитных домиков чабанов при кладбище. Однако, в последние десятилетия возрождающееся самосознание адайского народа вернуло интерес к местам, связанным с деятельностью Бекет-Ата и Эски-Бейнеу стал возрождаться уже в качестве центра паломнического туризма.
Место расположения Эски-Бейнеу хорошо видно на космосъемке Викимапии по остаткам строений. Сейчас там просматриваются лишь несколько кошар и полуразрушенных домиков прошлого века с пятнами унавоженной черной земли вокруг. Как мне показалась, в них живут уже не люди, а верблюды и прочая живность. Основную часть бывшего Эски-Бейнеу постепенно поглощает разрастающееся огромное кладбище "всех времен и народов" вместе с паломническим центром превратившееся в "градообразующее предприятие".
На протяжении всего средневековья здесь посменно кочевали: огузы, кипчаки, ногайцы, башкиры, туркмены и родо-племенные группы Младшего Жуза казахов - адаи, тама, табыны, кете, серкеши, берш и другие, а также в первой трети XVIII в. калмыки. И все они оставили после себя только погребальные сооружения, если бы конечно здесь не появился Бекет-Ата.
На сегодня сохранилось до 800 (из них 500 только в древней части) мавзолеев и надгробий XVII-ХХ веков всех возможных местных видов и типов, начиная от менгиров или "ящиков" (не только тавры использовали такой тип гробниц) и до вполне себе монументальных сооружений последних десятилетий.
Не трудно сообразить, что такое количество каменных погребальных сооружений требовало строительного камня, может быть по этому от каменных древних построек Эски-Бейнеу не осталось и следа и они пошли на надгробия? Залегающие здесь пласты ракушечника и известняков, перекрытые сверху суглинком, легкодоступны для добычи строительного камня только по обрывистым склонам балок. Кроме того, именно их структура обеспечивает выходы воды в виде родника,что и послужило возникновению Эски-Бейнеу.
Мы не сразу отправимся к подземной мечети Бекет-Ата, а по едва заметной тропинке обойдем верхнюю мечеть и выйдем на край плато, чтобы полюбоваться на пещерный комплекс и некрополь со стороны.
Вот одно из самых ранних описаний этой мечети ученого-натуралиста Э.Эверссман, участвовавшего в экспедиции полковника Ф.Ф.Берга в 1926 году: «Небольшой отряд, ехавший в левой стороне вдоль по берегу, открыл в 10 верстах от места ночлега в рытвине пещеру, искусно выработанную в мергеле; она имела около 10 квадратных шагов и весьма малое отверстие; стены, состоявшие из белого, крупнослоистого мергеля, были украшены персидскими, татарскими и арабскими надписями, кои, судя приносимым мне обломкам, были надгробные, и тем вероятнее, что по близости находится кладбище, установленное многими, из камня выделанными памятниками. Строитель сей пещеры был некто богатый, набожный киргизец, по имени Бекет, которому в честь названа она обитателю благочестивого Бекета. Таких памятников, как говорят, соорудил он в жизнь свою четыре: другой находится неподалеку от Мангышлака; третий верх по Эмбе, четвертый - у Баяли, в соседстве Аральского моря. Он жил в них попеременно в течение четырех времен года: в одном весною, в другом летом, в третьем осенью, а в четвертом зимою». Источник
Бекет-ата (1750-1813) родился в окрестностях Кульсары. В семье помимо него было ещё трое сыновей: Алдаберген, Алдонгар, Мендикул. В 14 лет пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-ата, получить благословение. Обучался в Хорезме у Пакыржана-хаджи. С ранних лет был примечателен тягой к знаниям и острым умом. Отличился неравнодушным отношением к делам народа и людским судьбам. Он был особо сосредоточен на строительстве медресе и мечетей и придавал большое значение развитию нравственности, достоинства и единства адайского народа. Бекет-ата отличался богатырской силой и в битвах с калмыками совершил немало подвигов (по другой версии это был его старший брат Мендикул). В разрешении спорных вопросов с туркменами он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В возрасте 40 лет обрел статус суфия и принялся обучать грамоте детей и строить подземные сооружения. У самого Бекет-Ата было пятеро детей: Байтели, Жайлау, Тогай, Байнияз, Кодар. Похоронен в возведенной им подземной мечети в урочище Огланды на Мангышлаке.
Мечети, построенные Бекет-ата сейчас являются местами паломничества. Легенды гласят, что одно упоминание в разговоре имени Бекет-Ата способно отвести беду, а молитва в мечети способна совершить чудо. Бекет-Ата был настолько популярен, что в народе закрепилась поговорка «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжа Ахмет, а в Мангистау — Бекет».
Мечеть Бекет-Ата в Эски Бейнеу состояла из четырех, вырубленных в скале помещений. В какой-то келье жил сам проповедник, в одном из помещений была молельная комната, а еще в одном - обширный амбар или склад, для хранения не нужного во время летней кочевки имущества и припасов. Догадались, почему на Мангышлаке сооружали подземные мечети? Все дело в том, что вырубить помещение в скале из мягкой породы намного дешевле по трудозатратам, чем построить мечеть из камня или глины, дерева то взять здесь не где. Вырубать себе первоначальную келью можно и в одиночку, постепенно расширяя ее по мере необходимости. Ну и конечно в пещерном сооружении летом намного прохладнее чем в юрте или наземном доме, а хранить имущество здесь намного надежнее чем в юрте.
А как же вырубленная в скале собственноручно Бекет-Атой мечеть? - спросите вы. Всему есть свое объяснение. Дело в том, что в ХХ веке мечеть была частично разрушена под воздействием природных сил (официальная версия), но я больше склоняюсь к мысли, что ее просто превратили в каменоломню для добычи строительного камня на надгробия. Обычное дело. С созданием паломнического комплекса мечеть восстанавливают под "вырубленную в скале". Дополнительно подпорными стенками и цементом укрепляются осыпающиеся обрывы останца снаружи.
На самом верху останца с вырубленной мечетью расположено несколько кулпытасов, один из которых установлен на могиле старшего брата Бекет-Аты - батыра Мендикула. Кулпытас не совсем адайский надгробный памятник, такие встречаются по всему Западному Казахстану (Младшему Жузу) вплоть до Оренбуржья, а Эски-Бейнеу - это как бы связующее звено адайского Мангышлака с остальным Казахстаном.
Кулпытас обычно представляет собой стелу в виде плиты или столба с четырьмя или восемью гранями. Высота его составляет от 70 см до 3,7 м. Кулпытас как правило устанавливался либо сам по себе, либо с западной стороны могилы (надмогильной насыпи, койтаса, сандыктаса). Встречаются как внутри, так и снаружи мавзолеев и саганатамов. Кулпытас обычно изготавливался из цельного камня, хотя изредка верхняя часть включала нескольких каменных блоков, скреплённых деревянными штырями. Форма кулпытасов разнообразна: это может быть простая плита, слегка расширяющиеся снизу-вверх с округлым или треугольным завершением; столбы, завершающиеся шаром; столбы со сложным завершением из многих элементов и т.д.
Типичный орнамент — растительный (вьющийся стебель), используются также геометрические узоры — круги, ромбы, треугольники, сердцеобразные и мандалообразные знаки, вихревые розетки. На кулпытасах часто высечены тамги, изображения бытовых предметов, животных и оружия (сабель, кинжалов, пик, ножей).
Точная датировка ранних кулпытасов неизвестна, так как древнейшие из них сильно разрушены; традицию их установки относят ко 2-й половине XIV века.
Происхождение кулпытасов — предмет научных споров: Многие учёные прослеживают древнетюркское происхождение: «регрессивное явление от скульптуры каменных баб к простому каменному столбу с шишкой на верху» (И. А. Кастанье). А. Г. Медоева предполагает, что кулпытасы произошли от оленных камней и менгиров. С. Е. Ажигали принадлежит гипотеза о близости кулпытасов к деревянным культовым столбам-коновязям.
Саганатамы, называемые также в народе «керегетамы», - четырехугольные (редко многогранные) в плане архитектурные ограды, сооруженные из тщательно опиленных каменных блоков и плит, очень редко из жженого кирпича, с декоративной обработкой стен. Это сугубо казахский вид монументальных сооружений мемориального зодчества. Основной ареал - Мангистау, Устюрт, Эмба, Сагыз.
Установившийся тип саганатамов (дословно саркофаги, мавзолеи) представляет собой обычно прямоугольный параллелепипед без перекрытия, фасадная и задняя стены которого делаются несколько выше, чем боковые, для того, чтобы подчеркнуть их архитектурную значимость. Помимо простейших форм встречается прямоугольная ограда с приподнятой западной стеной в которой, как правило, устроен оконный проем. Иногда саганатамы украшают по углам колоннами.
Большинство изученных саганатамов построено в конце 19 начале 20 веков. Однако они известны с периода средневековья и, возможно, в виде т.н. торткулакты-тамов, строившихся также без перекрытия, но имевших на четырех углах стен небольшие башенки торткулаки. Источник
Уже здесь начинает проявляться своеобразная традиция нынешнего населения территории древнего Хорезма, достигающая своего пика на еще одном гигантском некрополе Средней Азии - Миздакхане с его Часами Апокалипсиса. Паломники приносят с собой или подбирают здесь плоские камешки и укладывают их в пирамидки загадывая желания. Традицию приноса камешков на почитаемые могилы я видел у хасидов в Любавичах и даже на могиле Максимилиана Волошина в Коктебеле, но только здесь их принято складывать в столбики
Стоит заметить, что такие традиционные погребальные сооружения как кулпытасы, саганатамы, койтасы, уштасы - теперь уже достояние истории. Став оседлым народом и подразбогатев, казахи теперь строят мавзолеи, иногда даже в форме мини-Тадж-Махала.
Обратите внимание на уже не первый раз встречающуюся нам конструкцию высеченного из камня традиционного для этой местности колодца. Круглая плита с отверстием оформляет верхнюю часть его устья. Как раз это отверстие и можно закрыть каменной крышкой. Рядом расположена каменная ванна, для того, чтобы поить скотину. Веками оттачивалась оптимальная форма этой ванны. И ее не спутаешь с тарпаном для давления винограда или прессом для выжимания оливкового масла.
Видео отснятое Сарой-Кыз в Эски-Бейнеу:
Продолжение следует
Предыдущий репортаж из Эски-Бейнеу:
1. Ворота Эски-Бейнеу, стрелы Устюрта и карьер строительного камня Баксыйык
Навигация по моим репортажам о Большом Средне-Азиатском путешестии здесь
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
#мечети #некрополи