Найти в Дзене
якабито смотрит анимэ

Анимэ-sci-fi 12- : "Tetsuwan Birdy Decode"

Оглавление

鉄腕バーディー DECODE

鉄腕バーディー DECODE
鉄腕バーディー DECODE

Жанр: #сёнен , #sci-fi , #экшен , всё-что-душе-угодно
Выходил: июль – сентябрь 2008, январь – март 2009
Английское название: «Mighty Birdy: Decode [2]»
Русское название: «Могучая Бёрди – декодерование [2]»
13+12 эпизодов, 1 ОВА в промежутке
Оценка: 3, 6 из 10


Трудно быть деревянным

Дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и будет упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано ниже – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.

Краткое описание

Жил да был самый настоящий ОЯШ. Те, кто после этих слов решит прекратить чтение обзора и выбросит из головы идею смотреть сериал будут не так уж и не правы. А для тех, кто достаточно слабоумен (как я) чтобы продолжать – продолжу и я. Итак, жил он, был, интересовался немного заброшенными зданиями. И вот во время очередной экспедиции в заброшку попал между двух огней: агент галактической безопасности и беглые (не менее галактические) преступники настолько увлечённо палили и колотили по друг-другу, что случайно завалили и нашего ОЯШа. Но галактический агент была настолько благородна, а галактические технологии настолько развиты, что она успела записать сознание ОЯШа в своё, а остатки его тела отправить в более развитые миры на восстановление. А пока оно не готово – часть времени контроль над телом (и его внешним видом) находится у ОЯШа для непрерывности его обычной жизни, а часть – у агента. Которой надо продолжать работать по специальности. Ибо сбежавших в глушь, в Саратов… точнее – на Землю преступных рептилоидов и прочих гнидогадоидов имеется в количестве.

История просмотра

Эта пара сериалов попалась мне на глаза в рамках вялотекущего квеста по просмотру всех ролей Ното Мамико-сама. Опять же вроде бы заявлена космическая sci-fi, рейтинг не блестящий, но всё же в районе семи баллов. Ну, как бы и ради такого можно закрыть глаза на то, что это ещё и сёнен. О, нет, это ошибка. Нельзя было этого делать.

Техническое исполнение

Впрочем, с технической точки зрения я вполне согласна с общественностью. В этом смысле сериалы и правда вполне себе на семёрочку. То есть вполне симпатичный дизайн персонажей, причём не только людей, но и инопланетян-фурри и всяких звероящеров с богомолами. Хотя и здесь уже надо отметить, что они все, включая инсектоидов – строго прямоходящие и антропоморфные. То есть типичные инопланетяне из шлако-фантастики середины прошлого века, от людей отличающиеся головами, наличием/отсутствием хвоста и слегка изменёнными пропорциями рук-ног.

Опять же – довольно неплохие фоны, благо большинство действия происходит на нашей Земле где-то примерно как раз во время выхода сериалов. Те же, которые инопланетные – фоны, всякие устройства, одёжки и прочее – тоже нарисованы с вполне достойной выдумкой, но и не сказать, чтобы как-то совсем завораживающе.

Прорисовано же это… на те самые семь баллов. Немого лучше, чем «на отвали» и немножко дороже, чем «без бюджета». То есть смотреть можно и большую часть времени даже с удовольствием, но иногда лень, творческие находки и банальная недорисованность (сроки сдачи материала поджимали?) всё-таки глаз режут.

По части звука всё как-то примерно так же. Умеренно-неплохие опенинги с эндингами. В первом сериале на втором плане Сакамото Майя-сан, во втором – Ното Мамико-сама. Плюс главную роль озвучивает Чиба Саеко (а это всё-таки Нацуки из
«Маи-*» и ещё несколько весьма симпатичных мне ролей второго плана). Плюс я с диким восторгом слушала великолепный хриплый бас Ваньюдо… то есть Суго Такаюки во втором сезоне. Ну, «Адская девочка» ведь это моё всё, посему всю команду я узнаю по голосам даже не подглядывая в титры.

Короче говоря, посмотреть-послушать это всё вполне можно и не без удовольствия. Но ожидать чего-то даже просто очень хорошего не надо. Такая… четвёрка с минусом. Или тройка с плюсом.

鉄腕バーディー DECODE: The Cipher
鉄腕バーディー DECODE: The Cipher

Тонна ругани про сюжет

А вот по сюжету всё не столь однозначно. Я даже не про физику. Дело в том, что хотя эти два сериала и выходили с минимальным зазором в каких-то три месяца, но по уровню сюжета заметно отличаются. И первый на порядок тупее. Честно говоря, после него я взалась за второй только потому, что ждала Ното-сама. И в общем-то оказалась вознаграждена за упрямство не только любимым голосом, но и несколько более внятным сюжетом. Первый же сериал – это не просто сёнен. Я прямо даже не знаю, вот бывают возрастные рейтинги типа 6+, 12+, 16+ и так далее. Это же какой-то 12-. Какое-то совершенно немотивированное мочилово злодеев, которые хотят чего-нибудь убить и взорвать просто потому что они злодеи. И положительные герои, действющие с такой же глубокой продуманностью и мотивацией. Нет, я бы даже поняла, если бы это был сериал по уровню идиотизма в стадии дебильности сравнимый с «Бродячими псами» - в которых вся суть в красивых спецеффектах, дратсинге и крутых позах. Там мозг не нужен ни авторам, ни зрителям. Но тут-то со спецэффектами как-то всё довольно средне, так что волей-неволей обращаешь внимание и на сюжет. А с ним кошмар.

Плюс ОЯШ. Я не даром прямо в аннотации сказала, что после слова «ОЯШ» можно бросать. Когда я смотрю анимэ – я попутно делаю заметки, с которыми потом сверяюсь при написании обзора: не забыла ли чего? В результате – по первому сериалу аж половина заметок сводится к обсуждению могучего интеллекта этого Сенкавы Цутому. Как же надоел этот типаж ОЯШа, который постоянно орёт «ой, что происходит?», считает, что все ему должны и совершенно не видит интересного, может быть даже приключения, которое ему предложили. Я уж не говорю про то, что здесь он сторона пострадавшая и мог бы покачать права, мол растите тело получше. Или денег. Или возьмите меня в цивилизацию. Нет, наглая унылая серость.

Нет-нет. Права он качает. Но в очень оригинальном смысле: «Тогда тело всегда будет моё.» - «А мне преступников ловить надо!» - «А я тут при чём?» У идиота головы нет. ОК, ну ходи в своём хилом теле. Преступники-то не будут спрашивать при чём тут ты. Нет, он правда конченый придурок. Причём ещё и тормоз. Что произойдёт в случае слияния сознаний ему объяснили во втором эпизоде. Дошло в четвёртом. И так далее, и тому подобное. И полное дерево. «Я не знал, Иксиоры не могут выбирать будущее…» - а ты вообще ничего не знаешь и самое главное – не стремишься узнать...

Впрочем, нельзя сказать, что остальные персонажи прямо на восемь голов его выше. Умом и сообразительностью тут отличаются в общем-то все. У Неджулы Гиз тоже логика очень своеобразная. И поначалу вроде бы даже странная, но если подумать… похоже, она на самом деле «засланный казачок» или коррумпированная дамочка, которая покрывает преступников. И чем дальше, тем более похоже. Но нетЬ. Оказывается, никого она не покрывает и вообще вся из себя хорошая. Тогда где логика?

А в метрополии все как-то странно реагируют на взрывы. И Кинг-Зеро этот… А потом - ну надо нажать на кнопку, злодей же всё объяснил. Так и жми, в чём проблема? Надо было сразу и давить, как дотянулись, к чему вся беготня и драки?

Ёшииэ-сан тоже не соображает. У деда радость – внучка выжила. Ну не так ему надо объяснять, что внучка как-то странно ведёт себя. Будучи прислугой со стажем она не может этого не понимать...

И такой пищи названий до тыщи. Есть у первого сериала неоспоримый плюс: после эндинга анонсы зачитывает Арита Шион (да-да, наша Бёрди Сефона Альтера на Земле работает под прикрытием, изображая из себя модель с таким именем). Тоже в общем-то показатель интеллектуальности сюжета. Но уже довольно забавно – у неё довольно своеобразная манера говорить. Она так неторопливо растягивает слова, использует классические словечки и обороты, все эти ойкания, -няякание и всё остальное, положенное для тупенькой-миленькой модели, что совершенно невозможно избавиться от ощущения, что на самом деле она в шоке от этой лютой ерунды и чудовищно издевается над всем происходящим вокруг тупняком. А, в пятом, кажется, эпизоде окончательно раскрывается и прямым текстом выдаёт своё отношение: «Мальчишки более глупые, чем Шион». Вот это точно. Это полное описание сериала. Ибо Шион тоже в общем-то не блещет совсем уж глубоким интеллектом, но остальное – тупо запредельно.

Нет, там есть какие-то попытки что-то замотивировать. Дебил-ОЯШ сдал Накацуги-сан Шямалану. Видимо, послушав аргументацию самой Накацуги. Но увы, она никакой критики не выдерживает.

Шямалан оказывается банальным и по сути унылым ультра-фашистом, повёрнутым на идее сверхчеловеков. Потому что выжил при бомбардировке один из пяти тысяч. Ну, хорошо, мог он так уехать крышей. Но это и правда уныло, не интересно, да и не оправдывает ни его, ни… его ультра-успехи.

Единственная более-менее внятная мотивация (да и то, своеобразная) у самой Бёрди. В общем-то не понятно, с чего она так носится и заботится о Цутому. Ну спасала ты его, в общем-то это входит в твой долг. Ну так и заархивируй этого придурка безобразного в дальнем уголке сознания, от него же никакой пользы, кроме вреда! Но… тут ещё можно обосновать. Она всё-таки его спасла. А значит в ответе. Эх..

鉄腕バーディー DECODE: 02
鉄腕バーディー DECODE: 02

Кое-что хорошее в сюжете

Посерьёзнее

Вот, я наконец приступила к самой приятной части. Рассказу о том, что же здесь есть хорошего. На мой взгляд – хорошие черты первого сериала помимо анонсов Шион и небанальной мотивации Бёрди будут исчерпаны если назвать ещё две: во-первых (то есть по общему счёту – в-третьих), мне всё-таки понравился небанальный ход с двойным разменом, при помощи которого в финале герои сумели и спасти всех пока ещё живых, и заложить ещё одно обоснование для второго сериала. В смысле – куда продолжать и почему в таком формате. Хотя и здесь ОЯШ отличился и проявил сообразительность (то есть полное её отсутствие) даже вторично попав в полностью идентичную ситуацию.

И во-вторых, то бишь, в-четвёртых, вот Накацуги таки было жалко. И, конечно, было очень здорово, что показали, что испытываешь, когда выясняешь, что любимый человек – убийца. Да ещё и не осознанный. Шок неслабый. Тоже, конечно, малость фантастическое притягивание за уши, но всё же неплохо.

Да, и здесь можно отметить один общий плюс обоих сериалов. Какими бы идиотскими ни были сюжеты, но в плане работы с сюжетами как таковыми – моё почтение. Всё как надо: основная сюжетная линия сериала оба раза оказывается качественно завершена. Но в процессе возникает столько новых, только что обнаруженных или вообще только начавшихся, что продолжение есть на чём строить и продолжение в общем-то желательно. Так сказать, в начале мы замечаем блеск ружейного металла на стене в тёмной комнате. В конце мы из этого ружья стреляем. Правда, пока мы к этому ружью подходили – мы обнаружили, что это не просто комната, где на стене висит ружьё, а оружейка. В которой помимо изначально замеченного ружья ещё стеллаж с пистолетами, две винтовки и пулемёт. А отстреляв пару лент из пулемёта – обнаруживаем, что одна из очередей пришла в танковый ангар.

Я не зря в аналогии с чеховскими ружьями повышаю не только их количество, но и технологическую сложность. Потому что второй сериал уже как-то можно смотреть уже с включённым мозгом. Тут уже есть много такого, что придумано интересно, показано… Ну, вот хорошо, что показано. Мне, например, понравились вопросы ксенофобии и межвидовой розни с закономерным шовинизмом и неравенством у галактов. Причём в довольно логичной форме – почему в мире инсектоидов, рептилоидов, фуррей и людей – люди будут на самой нижней позиции (до определённого момента) - логика совершенно ясна.

Безусловно, кое-какие дурацкие повороты и закидоны есть и тут. Как Натарю изначально вызывал бешеное уважение тем, что спокойно себе и методично мстил кому надо, но вдруг потом ему нарисовали всякую набившую оскомину дурь о том, что искусственно выведенные люди – это типа монстры и быть не должны, а потом и ещё и вообще кхорнитскую ересь… Ну зачем, нельзя было без этого?

Или вот очень неплохая история с тем, как у Бёрди одна психотравма накладывается на другую и её надо вытащить из ментальной комы. Идея красивая. Но само исцеление показано просто никак. Никакого катарсиса, перелома, принятого решения. Просто она вдруг увидела, что это не Вайолин, а Цутому. Встала и пошла. Да почему вдруг увидела-то?

Зато Вайолин. Ното Мамико – всегда Ното Мамико. Вайолин полностью в стиле. Не совсем обычный человек, добрая, женственная, и активно, с уместными избиениями и разрушениями жертвующая собой ради дорогих ей. И, что отдельно радует – у Бёрди совершенно правильная реакция на Вайолин. Вот она дебильными идеями о монстрах не страдает, а честно платит Вайолин той же монетой: любовью за любовь.

Отличная история с предательством Мосс. Причём отличная вдвойне. Сначала даже похожая на совершенно идиотские мотивации из первого сериала, но буквально через минуту, о, радость! – мотивация-то оказывается вполне продуманной. А затем, к отдельному удовольствию, нам демонстрируют как относятся к предателям. И что с ними обычно бывает. Правильно показывают.

Сюда же, кстати, можно отнести и историю с глупой маленькой лягушечкой. Её даже в общем-то жалко. Есть такой типаж учёных, которые не осознают того, что делают и в общем-то люди неплохие, просто узконаправленно думающие. Но её решение, вроде бы понятное, и как-то даже хочется, чтобы так как она хочет и получилось… Но совершенно справедливо – на самом деле так никогда не будет. С таким багажом – ей либо идти уже с террористами до конца, либо рысью бежать сдаваться властям. Просто так соскочить не выйдет – ни от тех, ни от других. И тут уже финал будет трагичен.

И посмешнее

Понятное дело, что во многом сериал задуман как юморной. Может быть даже весь идиотизм происходящего и задуман как издевательство над штампами. К сожалению, в большинстве случаев это не получилось. Но и нельзя сказать, что тут смеяться не над чем. Более того, в одном случае получилось вообще интересно: парочка гоповатых мужиков, на машину которых постоянно сваливается Бёрди (или кусок стены, обрушенной Бёрди) – сначала понимаешь, что «а, ну это типа для юмора». Но потом, когда они начинают попадаться и снова, и снова, и в других, но непременно связанных с автомобилями сюжетиках – становится смешно. А когда под конец они мелькают внезапно без автомобилей – смешно уже совсем.

Так же я дико, и, признаюсь, не по доброму хихикала с чисто юмористического эпизода, где сознание Бёрди как раз занимается самопогрызанием, а Цутому не просто не может изменить тело, но ещё и по вполне замотивированным причинам… Ну как «вполне»? На общем уровне сериала – ни квартира, ни еда на самом-то деле Бёрди не нужны, у неё корабль с кроватью и холодильником на орбите, и телепорт в него… Да и риса она могла туда натаскать уже давно на три года вперёд. Ну да ладно, сойдёт мотив с натяжкой. Так вот, Цутому в теле Бёрди вынужден жить жизнью Ариты Шион. Это было смешно. Правда скорее смешно именно мне, как девушке. С толикой злорадства в стиле «отлились кошке мышкины слёзки» и «наконец-то этот болван получил по заслугам».

И ещё я просто ухихикалась с изящнейшего эпизода, где Мурата насел на Шион с требованием честно объяснить ему, что на самом деле происходит. О, это было неожиданно изящно. Бёрди так шикарно изложила ему правду, только правду, ничего кроме правды (от чего Цутому аж взвыл в ужасе) – но так, такими словами, в такой дозе, что оставила Мурату с носом. Ах! Уметь надо!

Резюме

В общем, сериал получился, как бы это сказать? Проходняк проходняковский. Первый – сёнен с рейтингом «двенадцать минус», второй – получше. С грамотным финалом – вроде бы и закрытым, но столько ещё недосказано. Читайте мангу? Зря это так сделали. Даже после второго сериала узнавать из манги «что же было дальше» не хочется. Но сериалы, особенно второй – один разик посмотреть можно. Ах, да, забыла: там есть кровь и два поцелуя. Так что хотя и «двенадцать минус», но и не «шесть плюс».