Найти тему
Худеющий Фотограф

Добрался до кладбища деревянных кораблей в Териберке

Кто не любит историю!? Особенно такую, которую можно потрогать и посмотреть, что называется «не в музее». Лично я – обожаю. Видимо, поэтому меня приводят в восторг места, подобные тому, в которое я попал на днях. Я говорю о самом северном кладбизе погибших кораблей в Териберке. Кстати, ударение на второй слог: ТерИберка. Именно так местные отличают «своих» от «туристов», которые называют главную достопримечательность Кольского полуострова чем-то вроде «Теребонькать». Кажется, даже обижаются.

И так, про кладбище кораблей. Я, если честно, уже бывал здесь достаточно давно. Тоже зимой, но еще сильно «до» того момента, как Андрей Звягинцев снял очень красивое и очень мрачное кино «Левиафан», который наделал много шума во всем мире. Тогда остовы кораблей, торчащие из берега очень мрачного и очень пустынного поселка где-то на краю Земли произвели на меня невероятное впечатление. Но тогда из тут и было побольше. Вернее, они были «целее». Ведь лежащие у берега корабли – по сути деревянные, со стальным остовом, так что их разрушения проходит достаточно быстро.

-2

Сразу скажу, что обсуждать кино сейчас не вижу смысла. Кто-то считает, что оно – невероятно «русофобское», но факт остается фактом: именно благодаря фильму (и только фильму) в поселок Териберка вновь вернулась жизнь, потому как после «Левиафана» нескончаемые толпы туристов ломанулись в эту степь. Раньше «редкая птица долетала», а сейчас туры сюда есть у всех уважающих себя туроператоров по всему миру.

-3

И еще про «Левиафан»: все декорации в фильме, за исключением огромного скелета кита – натуральные. И школа и, собственно, корабли – это всё – настоящее. И такое настоящее, которое можно потрогать и буквально наблюдать, как всё это медленно переваривается Севером и Морем.

-4

Но, вернемся к кораблям. Кто-то из восторженных туристов говорил, что эти шхуны – еще с «Петровских времен». Но нет, конечно. Иначе, они бы уже давно покоились по музеям и мировым выставкам. Корабли эти – из середины прошлого века (как круто звучит, на самом деле!) ­и использовались, в основном, для ловли рыбы. Собственно, кроме туризма сейчас, делать тут больше и нечего – только рыба. Но во второй середине 20 века центр рыбной ловли переехал южнее, чиновники закрутили гайки в плане законов о рыбной ловле и поселок потух. Потухли и многочисленные небольшие рыболовецкие артели. Ну и корабли оказались никому ненужными.

-5

Если полетать и посмотреть, то тут остались не только останки старых деревянных кораблей, но и следы старого, еще деревянного порта. Бревенчатая пристань еще не совсем погибла, хотя, конечно, близка к этому. Впрочем, действующий порт тут все же есть, но он носит очень формальный или даже транспортный характер. Нынче заниматься тут промышленным ловом рыбы невыгодно и сложно.

-6

Так или иначе корабли все еще лежат и продолжают превращаться в прах. С каждым годом их становится меньше, они ложатся на грунт и, если смотреть на это сверху, то видок получается еще более жуткий, чем был «до».

-7

Помимо прочего, на местных пляжах несложно найти и выброшенные и брошенные железные судна. Если не знать поднаготной, то кажется, что сделали это специально, чтобы добавить атмосферности и заброшенности туристической «Мекке» русского Севера. Да-да, именно «Мекки» – сюда повадились не просто туристы, а настоящие сектанты с Востока. Дело в том, что в Китае какой-то умник придумал байку о том, что дети, зачатые под Северным Сиянием – это прям очень круто и можно вырастить настоящего пророка. Вот они и ломанулись делать новых китайцев. Но не в этом году, разумеется – сейчас тут только русские туристы, которые доезжают, чтобы застрять в местных сугробах (что за примету придумали на этот счет – я не в курсе, но «застревашек» в Териберке нынче мы увидели какое-то невероятное количество всего за несколько часов пребывания).

На этом пока что всё. Подписывайтесь на канал, буду очень рад готовить для вас, адекватные читатели, новые материалы. Пишите вопросы в комментариях и будьте здоровы!