Кто не любит историю!? Особенно такую, которую можно потрогать и посмотреть, что называется «не в музее». Лично я – обожаю. Видимо, поэтому меня приводят в восторг места, подобные тому, в которое я попал на днях. Я говорю о самом северном кладбизе погибших кораблей в Териберке. Кстати, ударение на второй слог: ТерИберка. Именно так местные отличают «своих» от «туристов», которые называют главную достопримечательность Кольского полуострова чем-то вроде «Теребонькать». Кажется, даже обижаются.
И так, про кладбище кораблей. Я, если честно, уже бывал здесь достаточно давно. Тоже зимой, но еще сильно «до» того момента, как Андрей Звягинцев снял очень красивое и очень мрачное кино «Левиафан», который наделал много шума во всем мире. Тогда остовы кораблей, торчащие из берега очень мрачного и очень пустынного поселка где-то на краю Земли произвели на меня невероятное впечатление. Но тогда из тут и было побольше. Вернее, они были «целее». Ведь лежащие у берега корабли – по сути деревянные, со стальным остовом, так что их разрушения проходит достаточно быстро.
Сразу скажу, что обсуждать кино сейчас не вижу смысла. Кто-то считает, что оно – невероятно «русофобское», но факт остается фактом: именно благодаря фильму (и только фильму) в поселок Териберка вновь вернулась жизнь, потому как после «Левиафана» нескончаемые толпы туристов ломанулись в эту степь. Раньше «редкая птица долетала», а сейчас туры сюда есть у всех уважающих себя туроператоров по всему миру.
И еще про «Левиафан»: все декорации в фильме, за исключением огромного скелета кита – натуральные. И школа и, собственно, корабли – это всё – настоящее. И такое настоящее, которое можно потрогать и буквально наблюдать, как всё это медленно переваривается Севером и Морем.
Но, вернемся к кораблям. Кто-то из восторженных туристов говорил, что эти шхуны – еще с «Петровских времен». Но нет, конечно. Иначе, они бы уже давно покоились по музеям и мировым выставкам. Корабли эти – из середины прошлого века (как круто звучит, на самом деле!) и использовались, в основном, для ловли рыбы. Собственно, кроме туризма сейчас, делать тут больше и нечего – только рыба. Но во второй середине 20 века центр рыбной ловли переехал южнее, чиновники закрутили гайки в плане законов о рыбной ловле и поселок потух. Потухли и многочисленные небольшие рыболовецкие артели. Ну и корабли оказались никому ненужными.
Если полетать и посмотреть, то тут остались не только останки старых деревянных кораблей, но и следы старого, еще деревянного порта. Бревенчатая пристань еще не совсем погибла, хотя, конечно, близка к этому. Впрочем, действующий порт тут все же есть, но он носит очень формальный или даже транспортный характер. Нынче заниматься тут промышленным ловом рыбы невыгодно и сложно.
Так или иначе корабли все еще лежат и продолжают превращаться в прах. С каждым годом их становится меньше, они ложатся на грунт и, если смотреть на это сверху, то видок получается еще более жуткий, чем был «до».
Помимо прочего, на местных пляжах несложно найти и выброшенные и брошенные железные судна. Если не знать поднаготной, то кажется, что сделали это специально, чтобы добавить атмосферности и заброшенности туристической «Мекке» русского Севера. Да-да, именно «Мекки» – сюда повадились не просто туристы, а настоящие сектанты с Востока. Дело в том, что в Китае какой-то умник придумал байку о том, что дети, зачатые под Северным Сиянием – это прям очень круто и можно вырастить настоящего пророка. Вот они и ломанулись делать новых китайцев. Но не в этом году, разумеется – сейчас тут только русские туристы, которые доезжают, чтобы застрять в местных сугробах (что за примету придумали на этот счет – я не в курсе, но «застревашек» в Териберке нынче мы увидели какое-то невероятное количество всего за несколько часов пребывания).
На этом пока что всё. Подписывайтесь на канал, буду очень рад готовить для вас, адекватные читатели, новые материалы. Пишите вопросы в комментариях и будьте здоровы!