В нашей новейшей истории Екатериной Третьей в шутку называли влиятельную женщину-министра культуры СССР Екатерину Фурцеву.
Но в династии Романовых могла бы совершенно реально случиться третья царица Екатерина, и только случай этому помешал.
Ею должна была стать княжна Екатерина Михайловна Долгoрукова, многолетняя любовница Александра II, его морганатическая супруга, которую сам император считал своей истинной, Богом данной ему женой.
Император был знаком с Екатериной с ее одиннадцати лет – их тридцатилетняя разница в возрасте не помешала Александру произвести на девочку неизгладимое впечатление, он показался ей невероятно красивым, величественным и восхитительным.
Затем в семье князей Долгоруковых случилось разорение, и царь по старой дружбе пристроил детей князя в престижные учебные заведения, дочерей – в Смольный институт. Уже после выпуска из института, восемнадцатилетняя княжна случайно встретила царя на прогулке в Летнем саду, и тот ее вспомнил и пригласил приходить гулять еще.
Любовный союз Екатерины Долгоруковой и Александра II продлился пятнадцать лет вплоть до гибели императора, и весь этот срок в паре были не просто понимание и любовь, а страсть, чему свидетельства - сохранившиеся пять тысяч писем, которыми обменялись влюбленные.
Интересно, что эти двое не считали свои отношения предосудительными, поскольку были уверены в уникальности своих чувств и божьем провидении, которое соединило их навеки. "...Мы единственная пара, которая любит с такой страстью, как мы ", "мы созданы, чтобы составить священное исключение" – цитаты из писем. Переписка Долгоруковой и царя настолько интимна и полна страстных чувств, что изредка появляющиеся на аукционах письма этой пары создают ажиотажный спрос у коллекционеров.
За время романа Екатерина Михайловна родила царю четырех детей, одного из которых царю даже пришлось принимать самому, потому что роды начались раньше времени. Император и его любимая женщина практически не скрывались, вторая семья Александра была поселена им прямо в Зимнем дворце. Когда законная супруга царя, императрица Мария Александровна, скончалась от чахотки, не прошло и двух месяцев, как царь обвенчался со своей «истинной женой».
Император торопился, поскольку боялся погибнуть от очередного покушения и оставить Долгорукову и их общих детей без всяких прав и в неопределенном положении. Но возникли большие проблемы с представлением новой супруги в кругу родственников царя, в первую очередь среди его детей от Марии Александровны. Все это едва не вылилось в крупный династический кризис и развал семьи.
Император настоял, чтобы Екатерину Михайловну принимали в семье со всевозможным почтением и уважением, однако никто из его детей не выказывал симпатию в адрес дамы, которая принесла их матери, законной царице, столько страданий.
Особенно явное неприятие исходило от супруги наследника престола, Марии Федоровны, которая оказалась ровесницей своей новой свекрови. Вероятно, появление в семейном кругу столь молодой и красивой мачехи ее мужа, да еще и с детьми, доставило ей немало неприятных и волнительных размышлений.
Огромное волнение в семье вызвало известие, что император повелел найти в архиве Министерства двора церемониал коронования Петром Первым его жены Екатерины (будущей императрицы Екатерины I ). Царь собирался не просто представить обществу свою новую жену, но и короновать ее, признав также и их общих детей наследниками наравне со взрослыми царевичами от первого брака.
Узнав об этом, наследник Александр объявил, что если эта коронация случится, то он с женой Марией Федоровной и детьми уедет на родину цесаревны в Данию. На что последовала со стороны Александра II угроза в случае такого отъезда объявить наследником престола рожденного от союза с Долгоруковой сына Георгия, который был на пять лет моложе старшего внука императора (будущего Николая II ).
Одновременно император заговаривал о том, что, возможно, после коронации он вскоре отречется от престола, чтобы дожить свои дни в счастливом уединении со своей новой семьей. Однако при дворе все равно шепотом обсуждали Долгорукову как вероятную «третью Екатерину» на российском престоле, ведь царь уже немолод, а новый потенциальный наследник Георгий еще совсем мал.
Почти дозревший кризис был разрублен одним махом восьмым, удачным, покушением на царя. Екатерина Долгорукова, не пробывшая в браке с любимым и года, стала вдовой, и прожила еще сорок лет жизни в воспоминаниях и создав у себя дома целый мемориал Александра из его одежды и личных вещей.
Благодаря красивой любовной истории и разошедшимся по коллекциям и опубликованным полным страстью письмам, Екатерина Долгорукова – хорошо известный за рубежом исторический персонаж, чуть ли не в одной ряду с Екатериной Великой. Долгоруковой, «Кате», как называл ее в письмах император, посвящено несколько зарубежных кинолент и множество книг и сборников воспоминаний.
Еще по теме:
Екатерина «III» Фурцева: не выносила позора