Найти в Дзене
Корень Башня

Не диванный предприниматель. Часть 5.

А так же ссылки на: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 6, Часть 7.

В одной из прошлых статей я обещала рассказать об «отношениях» с арендодателями, упомянув, что договор аренды это как кредитный договор с банком – куча обязанностей и никаких прав. А если они и нарушаются, то бодаться почти бессмысленно.

Фото из личной коллекции.
Фото из личной коллекции.

У нас было два арендодателя.

Первый арендодатель.

Не буду останавливаться подробно на содержании договора аренды, остановлюсь лишь на основных требованиях:

1. Соблюдение режима работы.

Вполне адекватное требование. Но! Каждое утро и каждый вечер фотографировали все отделы на предмет нахождения в отделе продавца, что бы отправить фотографии в главный офис. За опоздание и ранний уход – наказание рублём. На первый раз – 3000, на все последующие – 5000. При этом, пока не оплатишь штраф - работать не позволят. Если нужно по каким то причинам закрыться просто по раньше или по какой то технической причине – нужно было написать заявление. Наш график, главным образом, зависел от режима работы МФЦ. И там тоже всякое случалось – бывало и более раннее закрытие. Но мы и другие арендаторы этажа могли закрыться только после одобрения заявления на ранее закрытие. Ушли, не написав заявление – штраф. Вот так однажды попали и мы. Ну просто забыли. И никого не волновало, что этаж всё равно прекратил работу.

2. Бережное отношение к имуществу арендодателя.

В случае набережного - возмещение ущерба. Думаю, тут и так всё понятно.

3. Своевременное внесение арендной платы и платы за коммунальные услуги.

Многие копили долги по аренде. Прямо многие. Платить нужно было в текущем месяце до 15 числа уже за следующий.

4. Оповещение о намерении расторгнуть договор аренды в срок за 3 месяца до момента расторжения.

По условиям договора, арендатор оплачивал залоговую сумму, которая уходила в счёт оплаты последнего месяца. При нарушении данного пункта, арендатор терял залоговую сумму. Все эти моменты были прописаны в договоре аренды.

Выехать без проблем не получилось. По правилам ТЦ выезд осуществлялся с 22:00 до 7:00. То есть тогда, когда в ТЦ и МФЦ нет посетителей. А заехать нам нужно было в другой ТД с 10:00 до 19:00. Там никаких ограничений по времени заезда не было. Мы, конечно, были не правы в данной ситуации, но время выезда крайне не удобное и простоя на всю ночь или на несколько часов мы не могли себе позволить. Мы нанимали грузовой автомобиль и мы договаривались с людьми.

Оборудование разобрали поздно вечером. Нам разрешили перенести его в подсобное помещение соседнего здания, но на следующий день оттуда нам его не хотели отдавать. Попросту говоря, удерживали наше имущество около часа. Вывести его удалось практически чудом. С личным менеджером так же произошёл скандал, он истерично угрожал уголовным делом (что?) о невнесении арендной платы за месяц, который ещё не наступил. Он оперировал тем, что мы нарушили срок оповещения о расторжении договора аренды, но мы оповестив арендодателя о намерении расторгнуть договор за месяц, а не за три и потеряв залоговую сумму, так же действовали в рамках договора, который, как я уже писала выше - допускал такой вариант.

В целом, время выезда мало кем соблюдалось, потому что было крайне неудобным, что есть то есть. Администрация ТЦ всячески и практически всем старалась препятствовать в выезде. Вызов полиции на выезд стал обычным делом.

Были и прочие эпизоды маразматического характера.

Например, в данном ТЦ находился недлинный проходной коридор, по обоим сторонам которого располагались торговые павильоны. Некоторые были открытого типа и продавцам было холодно. Но администрация настаивала на том, что бы продавцы не работали в куртках и шапках. За нарушение требований точки штрафовали.

Или ещё пример – рядом с нами располагалась небольшая конторка по предоставлению услуг по травле всяких домашних насекомых. Работа разъездная. Около двери всегда визитки. Но администрация настаивала, что бы в их «кабинетике» всегда кто то был. Они мучились, мучились и в итоге съехали.

Об арендодателе сложилось впечатление, что охранников всячески натаскивали на то, что бы они ходили и ябедничали на арендаторов, а сдирать штрафы – как дополнительный доход для администрации.

Второй арендодатель.

Договор аренды был гораздо более худой, не обусловленный кучей прецедентов от арендаторов, как в первом случае. Основные требования, естественно похожи:

1. Соблюдение режима работы.

Но, при необходимости всегда можно было договориться о чём то без лишних бумажек.

2. Бережное отношение к имуществу арендодателя.

Ничего необычного, как и в предыдущем варианте.

3. Своевременное внесение арендной платы.

До 5 числа каждого месяца за текущий. Отдельной платы за коммунальные услуги предусмотрено не было.

4. Оповещение о намерении расторгнуть договор аренды в срок за 1 месяц до момента расторжения.

Никаких залогов и различных страшилок в виде угроз об уголовной ответственности. Разошлись на доброй ноте с пожеланием удачи друг другу.

5. Своевременный выезд.

Да! В отличие от предыдущего ТЦ, удерживать никто не станет, ограничивать во времени и разводить согласовательную бюрократию тоже.

Но был и неприятный момент. В соответствии с каким то конкретным регламентом у арендодателя было обязательство - обустроить место для приёма пищи. Место обустроили, но есть там никто не стал, потому что это было не место, а стол и стулья в проходном коридоре между торговым залом и коридорами со складом и сан узлами. Пожалуй, это был единственный неприятный эпизод за год работы на данной площади, а в целом работать нам было более чем комфортно, чем на первом месте.

Спасибо за внимание!

В следующей - шестой части ещё немного информации о некоторых мифах, заблуждениях и трудностях предпринимательской деятельности в сфере торговли.

А так же ссылки на: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 7.