"Каждый суслик - агроном" - очень расхожее выражение. Его употребляют тогда, когда человек, не имеющий должного опыта в том или ином вопросе, позиционирует себя супер-мега-экспертом и пытается руководить процессом, в котором мало что понимает.
На практике это выглядит примерно так:
- Под длинной статьёй в интернете о причинах ожирения, в которой рассматриваются аспекты от медицинского до психологического, приводятся мнения врачей и прочих специалистов, непременно появляется короткий и безапелляционный комментарий (а то и не один): "Да просто надо меньше жрать!"
Автору этого комментария бесполезно объяснять, что дело часто вообще не связано со "жрать". Он будет уверенно и авторитетно настаивать на своём.
- В очереди в детской поликлинике мамочка, услышав разговор двух других таких же мам о плохом сне малыша, вступает в разговор с уникальной методикой решения проблемы. Её речь отличают экспертные интонации и поучающий тон.
Если мама беспокойного малыша попробует вступить с ней в полемику, объясняя, что у её ребёнка "не это", и что врач советовал "вот так", мамочка-"эксперт" разобьёт все эти аргументы (и особенно мнение врача) о свою пуленепробиваемую броню экспертности.
В отличие от многих людей старших поколений, имеющих своё твёрдое мнение и искренне стремящихся наставить несмышлёных детей и внуков на путь истинный, "сусликов" интересуют исключительно они сами. В качестве агрономов, разумеется.
- В бюджетном заведении сотрудник, принимающий у клиента документы, требует всё переписать: заявление заполнено не так ("Как не так, вот же образец!" - "Вы на образец не смотрите, пишите, как я вам говорю!"). При этом принципиальной разницы между первым и вторым вариантом может и не быть - за соседним столом сотрудник без проблем принял бы первое заявление.
Откуда же у "сусликов" такие амбиции? Из желания потешить чувство собственной важности (знаменитое ЧСВ, как принято его называть в различных интернет-чатах). А оно откуда? А оно - от недостатка внимания и низкой самооценки.
Что получает комментатор из примера про "не жрать"? Правильно - обширную обратную связь. Кто-то пытается указать ему на факты из статьи, кто-то приводит личные примеры, кто-то набрасывается на него с критикой, кто-то охотно с ним соглашается. Внимания - море.
Что получает мамочка из поликлиники? Слушательницу (а если повезёт - то и нескольких). Кто-то из них, скорее всего, вступит с ней в диалог, возможно даже задаст вопрос, спросит совета. И тогда вечером она скажет мужу: "Вот ты меня не слушаешь, а сегодня в поликлинике я помогла мамам беспокойных детей, у меня спрашивали совета, видимо, совсем неопытные". А если в очереди её проигнорируют, она сможет мужу сообщить: "Как можно быть такими равнодушными! Ведь элементарного не знают и знать не хотят, а дети страдают!" И в глазах мужа она (во всяком случае, ей так кажется) стала чуточку значимее.
А что даёт заполненная заново бумага сотруднице из бюджетной конторы? Возможность вершить судьбы ("А вот велю переделать, и они переделают!") и, может быть, поучаствовать в конфликте, в котором как бы вторая сторона ни возмущалась, а всё равно подчинится и сделает так, как было велено.
Конечно, на самом деле "суслики" так не размышляют - это всё происходит на подсознательном уровне. Но работает примерно так.
Стоит ли обижаться и злиться на них? Конечно, нет - они, как могут, закрывают свои потребности доступными им средствами и способами. Но и добровольно приносить себя им в жертву тоже не надо. Ну или - на ваше усмотрение :)
Спасибо, что читаете мой канал. Ваши лайки всегда приятны, а ваше мнение всегда интересно - комментарии открыты :)