Найти тему

Прототипы, макеты и несозданные проекты. Великобритания.

Оглавление

В годы создания первых бронемашин многие предложения не нашли отклика в военном ведомстве. В этой статье я поведаю о нереализованных проектах создания танков.

"Little Willie"

"Малыш вилли" хоть и был родоначальником первых британских танков, но в серийное производство не пошёл.

"Little Willie" (http://zonwar.ru/images/tank/pervii_tanki/Little_Willie_3.jpg)
"Little Willie" (http://zonwar.ru/images/tank/pervii_tanki/Little_Willie_3.jpg)

Я писал об этой машине в своей первой статье.

"Pedrail Landship"

В 1915 году в Великобритании стартовали два перспективных проекта боевых бронированных машин, в основе которых лежали схожие идеи. Авторы этих разработок планировали использовать оригинальные движители системы Pedrail. Необычная ходовая часть позволяла повысить проходимость техники, что было важно для будущей эксплуатации в армии. Один из проектов перспективных бронемашин получил обозначение Big Wheel Landship и должен был оснащаться колесной ходовой частью. Машину Pedrail Landship, в свою очередь, планировалось поставить на гусеницы.

"Pedrail Landship" (https://static.wikia.nocookie.net/warrior/images/f/f9/1479819124_pedrail-landship-2.jpg/revision/latest?cb=20171212183326&path-prefix=ru)
"Pedrail Landship" (https://static.wikia.nocookie.net/warrior/images/f/f9/1479819124_pedrail-landship-2.jpg/revision/latest?cb=20171212183326&path-prefix=ru)

Известно, что разработка проекта Pedrail Landship стартовала в первых месяцах 1915 года. Задачей машины являлось преодоление различных препятствий, в том числе заграждений противника, и защита десанта от пуль и осколков. Усилиями разных специалистов эта концепция дорабатывалась и совершенствовалась. Итогом подобных предварительных работ стало начало нового полноценного проекта. Размеры десантного отделения и грузоподъемность должны были обеспечить перевозку 70 солдат с личным оружием и несколькими пулеметами.

Успех альтернативных разработок привел к остановке работ по проекту Pedrail Landship. Специалисты промышленности и армии завершили испытания единственного прототипа, в ходе которых собрали весь объем необходимых сведений. После этого никаких других работ не велось ввиду отсутствия реальных перспектив.

(Подробнее про эту машину https://topwar.ru/104209-proekt-boevoy-mashiny-pedrail-landship-velikobritaniya.html)

"Big Wheel Landship"

На рубеже XIX и XX веков британский изобретатель Брама Джозеф Диплок начал работу над оригинальной конструкцией движителя, способного повысить проходимость техники. Разработка под названием Pedrail сначала прошла испытания, в которых использовались несколько тракторов различных моделей, а затем стала основой для новых изобретений. В начале десятых годов XX века на базе необычного колеса была разработана гусеничная ходовая часть. Вскоре начались работы по созданию полноценной военной техники, использующей оригинальные движители. Одной из первых разработок в этой области стал проект боевой машины Big Wheel Landship.

Big Wheel Landship (https://topwar.ru/uploads/posts/2016-11/1479489262_big-wheel-landship-1.jpg)
Big Wheel Landship (https://topwar.ru/uploads/posts/2016-11/1479489262_big-wheel-landship-1.jpg)

Предложенная Т.Дж. Хезерингтоном боевая машина получалась слишком сложной и дорогой как в производстве, так и в эксплуатации. Также проблемой можно было считать отсутствие четких и определенных взглядов на применение такой техники и ее роль на поле боя. При этом уже начали появляться новые проекты, не отличавшиеся большой технической смелостью, но решавшие поставленные задачи. Как следствие, интерес к крупным боевым машинам наподобие Big Wheel Landship постепенно сокращался. В итоге британские военные решили отказаться от подобной техники, сосредоточив усилия на проектах иного рода.

Бронемашина Big Wheel Landship конструктора Т.Дж. Хезерингтона была изготовлена только в виде масштабной модели. Полноразмерный макет строился, но не был завершен. Сборка опытной техники даже не начиналась. Тем временем другой проект, использовавший ходовую часть типа Pedrail, смог дойти до стадии испытаний опытного образца и даже имел некоторые шансы дойти до эксплуатации в войсках.

(Подробнее про эту машину https://topwar.ru/104020-proekt-bronemashiny-big-wheel-landship-velikobritaniya.html)

"Flying Elephant"

«Летающий Слон» — британский опытный сверхтяжёлый танк периода Первой мировой войны. Проект разработан в 1916 году инженером-конструктором Уильямом Триттоном, автором проекта Mk I и других британских «ромбовидных» танков. Танк имел ряд новаторских конструкторских решений, пушечно-пулемётное вооружение и противоснарядное бронирование. Однако, будучи подан в декабре 1916 года на рассмотрение в Военное ведомство, проект не получил поддержки военных и не был воплощён в металле.

Уже к зиме 1916 года проект грозной боевой машины расчётной массой в 100 тонн был в целом закончен. В декабре Триттон подал проект на рассмотрение в Военное ведомство, одновременно начав переговоры с фирмой W. Foster and Co. Ltd о постройке опытного образца. И хотя Триттон преуспел в переговорах с танкостроителями, чиновники в итоге поставили на реализации проекта крест. Причём отказ последовал не столько из-за большой массы и стоимости танка, сколько из-за появления серийных танков Mk II — Mk IV, достаточно эффективно действовавших на фронте и к тому времени уже освоенных в войсках и производстве. Поэтому дальше эскизов и макетов работы по «Flying Elephant» не продвинулись.

"Flying Elephant" (https://www.mafva.org/wp-content/uploads/2018/01/Flying-Elephant.jpg)
"Flying Elephant" (https://www.mafva.org/wp-content/uploads/2018/01/Flying-Elephant.jpg)

В целом, хотя «Летающий слон» и проектировался как достаточно передовая боевая машина, его практико-боевая ценность была бы достаточно низкой.

Среди британских танков «Летающий слон» мог быть первым, имеющим действительно полноценное противоснарядное бронирование. Учитывая возможности полевой артиллерии того времени, можно предположить, что подобный танк стал бы серьёзной проблемой для немецкой противотанковой артиллерии, без особого труда справлявшихся с защищёнными 10—15-мм бронёй танками типа Mk I. Весьма оригинально была решена проблема проходимости, закономерно встававшая ребром для танка столь значительной массы. Наконец, достаточно прогрессивными являлись такие решения, как установка орудия в носовом каземате по продольной оси танка и придание носовой части обтекаемых форм.

Однако огромная масса и стоимость танка, а также фактическое отсутствие ряда узлов и агрегатов ставили целесообразность принятия этой машины на вооружение и начало выпуска под вопрос. Немаловажным являлся также тот факт, что «Flying Elefant» по своей огневой мощи даже несколько уступал Mk I «Самец». Окончательно судьбу танка решило появление танков Mk IV, которые уже вполне удовлетворяли военных и могли с успехом применяться на фронте.

"Gun Carrier Mark I"

Самоходная гаубица Великобритании, созданная на основе танка Mark I. Первая самоходно-артиллерийская установка в мире. Была спроектирована инженером Майклом Греггом.

Корпус танка Mark I претерпел несколько изменений: он получил более приземлённую фирму. 5-ти или 6-дюймовое орудие располагалось в передней части танка. Гаубица имела колёсный лафет, при установке орудия на САУ колёса демонтировались и размещались на бортах корпуса танка. За громоздким орудием, над задней частью танка возвышалась большая надстройка, в которой располагался 105-сильный двигатель Foster-Daimler.

Gun Carrier Mark I (https://i3.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000909/909941.jpg)
Gun Carrier Mark I (https://i3.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000909/909941.jpg)

Gun Carrier Mark II - другой вариант на основе танка Mark II. В данном случае орудие размещалось сзади. В серийное производство САУ не пошла.

Всего было создано 50 машин разных модификаций.

На этом я заканчиваю своё повествование о первобытных британских танках. В следующей статье я буду рассказывать о первых танках либо Российского государства, либо Франции. Если будут предпочтения - пишите в комментариях.