Еще один методологический прием, необходимый для более углубленного анализа пространства рынка труда в его динамике, связан с понятием выбора жизненных путей и профессий. Выборы жизненных путей и профессий не однократны, а многократны, они постоянны и дискретны, что наиболее полно снимается при использовании биографического метода 1 . П. Самуэльсон занимался этой проблемой относительно экономического поведения человека. Когда мы говорим о выборе профессии, профессионального пути, важно следующее свойство. В жизни человека особые трудности вызывают случаи, когда ему приходится совершать выборы не на основе одного критерия, а наличия сразу множества противоречивых критериев, приводящих к разным путям (это некие точки бифуркации). Близка к этому концепция социальных представлений С. Московичи, где объясняется, как противоречивые явления укладываются в сознании личности. Рассматриваемое явление выбора зиждется на основе того, что человеческое сознание, его природа основывается на определенных закономерностях.
Проблема выборов особо актуализирована для молодежи, так как именно в этом возрасте осуществляются первые выборы, которые могут повлечь за собой совершенно разные жизненные и профессиональные пути. По данным доктора Й. Свитека 2 , возможное развитие молодежи проходит через ее дифференциацию на три группы («молодежь без проблем», «застойная группа без интересов», «потребительская группа»), а оставшаяся часть ищет альтернативные пути своего существования с положительной или отрицательной общественной ориентацией. Эта схема, на наш взгляд, очень точно отражает реальную картину развития молодежи в обществе. Естественно, что каждая из выделенных выше групп молодежи имеет свой набор ценностей, норм, установок, жизненных стилей.
Выборы жизненных путей часто случайны. Это касается и профессии, и семьи, и шире - биографии или судьбы. Эффект случайности связан с тем, что на осознанный выбор людей влияет большое количество факторов, при этом влияние решающего фактора предугадать, предсказать почти не возможно. Поведение человека в толпе, на производстве, в семье определяется не столько их ценностями, установками, сколько конкретными социальными обстоятельствами, в который они помещены в данный момент.
«Оказаться рядом» – это значит сблизиться. При этом по умолчанию предполагается, что человек ко всему может привыкнуть, изменившись сам, изменив свои установки (но до определенной степени) или «сломаться», т.е. уйти, выйти из ситуации. Важно, что люди творят не только себя (меняясь под складывающуюся жизненную ситуацию, обстоятельства), но часто они являются «активными делателями», создателями ситуаций, социальных структур и обстоятельств «под себя». Последнее имеет отношение к сильным личностям и обладающим определенной технологией и техниками профессионалам. Элементами пространства рынка труда являются социальные организации, обладающие высоким уровнем энтропии (организованности), которые «заставляют с собой считаться», вводят себя как необходимое звено в рынок труда и достигают на нем финансового и ментального успеха. Это воплощается, в частности, в виде предпринимательских структур, которые, собственно, и являются сегодня структурами, изменяющими рынок труда и общество.
Особенностью поиска оснований выбора профессий является рассмотрение и анализ этимологии понятия профессии. В содержании понятия профессии можно выделить древние корни, которые означают «объявить своим делом». Следовательно, любой человек способен, в принципе, свободно выбрать себе профессиональное занятие. В основе выбора профессии часто лежат ее высшие достижения, какой-то законченный результат: выдающаяся роль актера в спектакле, спортсмен-победитель турнира, ученый-первооткрыватель. Часто при этом в расчет не берется повседневная деятельность в профессии. Выбор молодежи строится во многом на механизме лучших достижений, тогда как в зрелом возрасте больше внимания обращается на невидимый черновой труд. В этом проявляются особенности выбора профессии молодыми людьми, которые часто ориентируются на внешнее и яркое, и умудренных опытом лиц, обращающих внимание на сущностное и глубинное.
Существует и проблема достижения высшего профессионализма. Одними из важных критериев этого достижения служат личная гармония и интерес окружающих к профессионалу в масштабе общества, профессиональной сферы, учреждения, семьи. Однако высший профессионализм - это застывший результат, уже сформированный образ. Далеко не всегда этот высший профессионализм наступает сразу. Для его достижения необходимо практиковать ту или иную профессию, прожить некоторое время вместе с ней, пройти с профессией «дорогу» в направлении достижения профессионализма. Это можно обобщить в тезис: «Люди с течением времени перебирают варианты своего жизненного пути, набираются опыта и часто находят профессию, комплементарную со своей личностью, и обретают жизненную и профессиональную гармонию. Если же люди не находят этого гармоничного состояния, то их постигает жизненная деструкция». В этом процессе важна следующая особенность: с возрастом некоторые жизненные ценности, например, дети, семья, природа и т.д., осознаются внезапно, «как-то вдруг» и становятся неотъемлемой частью жизни. Не менее важны для процесса достижения профессионализма взаимоотношения представителей разных возрастных групп с различными в силу возраста, концептами жизни. Это социальное качество значимо на уровне повседневных взаимодействий, в отношениях в семье, на производстве, досуге. С возрастом у людей формируются качественно новые концепты жизни, появляется жизненный опыт, который в более раннем возрасте осознать невозможно. Только выдающиеся лица могут преодолеть эту закономерность, «прыгнув» через себя, через свой возраст.
1 См., например: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998. - 208 с.
2 Свитек Й. К исследованиям неформальных групп молодежи (субкультур) в ЧССР / Молодежь: актуальные проблемы социального развития. - М., 1988. - С.140.