6 апреля 2016 года было важным днем для всей Украины. В этот день в Нидерландах проходил Консультативный референдум об утверждении «Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной». Того самого Соглашения, приостановка подписания которого правительством Януковича в 2013 году стала причиной Евромайдана и последующих трагических событий, изменивших облик далеко не только одной Украины.
Хотя в Нидерландах проходил именно консультативный референдум, то есть его результаты не носили обязательный характер для властей королевства, моральное значение этой процедуры невозможно недооценить. Из 28 стран Евросоюза только голландцам была предоставлена возможность напрямую высказать свое отношение к интеграции с Украиной. А жителям Украины, в свою очередь, очень важно было увидеть поддержку того, за что они так боролись эти два года.
И вот 12 апреля 2016 года были объявлены официальные результаты: 61% проголосовавших высказался против. За моральным ударом последовал и удар политический. Хотя отрицательные итоги референдума всего лишь обязывали парламент Нидерландов повторно рассмотреть Соглашение и, возможно, снова его одобрить (что в итоге и было сделано), но нельзя было совсем не учитывать мнение собственных граждан. И тогда появилось Решение Европейского Совета по Украине от 15 декабря 2016 года, принятое всеми 28 главами стран ЕС.
В этом Решении подчеркивалась приверженность идеи интеграции с Украиной, но «с учетом результатов голландского референдума» оговаривалось, что «Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной» не содержит обязательств предоставлять военную или финансовую помощь Украине, обязательства по открытию рынка труда для украинцев и, самое главное, «Соглашение не предоставляет Украине статус кандидата в члены ЕС или какие-либо обязательства предоставить такой статус в будущем». Иными словами, Украине сказали, что она всегда желанный гость и близкий сосед, но не более чем.
По данным соцопросов, основной причиной протестного голосования было недоверие Украине, в частности из-за высокого уровня коррупции в стране. И голландцев можно понять. Все дело в том, что буквально за несколько месяцев до этого между Нидерландами и Украиной разразился невероятный скандал, связанный с кражей из Музея Западной Фрисландии, расположенного в маленьком голландском городке Хорн в далеком 2005 году.
В ночь с 9 на 10 января 2005 года, накануне торжественного празднования 125-летия музея, из него были похищени 24 картины и 70 серебряных изделий. Как преступникам удалось незаметно улизнуть с такой большой добычей, а главное, почему не сработала система сигнализации, до сих пор неизвестно.
Более десяти лет о картинах не было никаких новостей (за исключением одной публикации не то на российском, не то украинском арт-форуме), пока летом 2015 года в посольство Нидерландов в Киеве не обратился некто Борис Гаменюк, поэт, прозаик, а заодно заместитель командира добровольческого батальона ОУН и председатель Украинской Военной Организации. Он заявил, что знает, где находятся картины и готов оказать содействие в их получении.
Для поиска исчезнувших экспонатов музей нанял Артура Бранда, знаменитого арт-детектива, прозванного «Индиана Джонсом». Его же направили в Киев для ведения переговоров. Гаменюк сообщил ему, что картины обнаружены где-то под Донецком на территории, подконтрольной ДНР, но он может организовать их доставку в Киев за разумное вознаграждение. Разумным вознаграждением он посчитал 5 миллионов евро. Действительно, в арт-мире принято платить вознаграждение нашедшему в размере 10%, вот только пропавшие картины оценивались чуть более чем в 1 миллион евро все вместе, да и то в момент кражи. Учитывая то, как, скорее всего, работы хранились последние 10 лет, их цена была в 2–3 раза меньше. Бранд предложил 50 тысяч евро. После этого Гаменюк перестал выходить на связь.
Поняв, что на контакт никто больше идти не собирается, сотрудники музея обратились сначала в Интерпол, а потом и по официальным каналам к руководству Украины. Но прошло несколько месяцев, а картины не только не вернули, даже уголовное дело заведено не было. И вот тогда музей сделал из расследования громкий скандал.
7 декабря 2015 года директор Музея Западной Фрисландии заявил, что пропавшие картины находятся в руках проукраинских вооруженных формирований и те требуют за них огромный выкуп. Вслед за этим последовало заявление арт-детектива Бранда, который также сказал, что по его данным к вымогательству денег причастны лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок и бывший глава СБУ, а ныне председатель «Антикоррупционного движения Украины» Валентин Наливайченко. Реакцию голландцев на такую наглость иначе как шоком назвать нельзя.
Власти Украины начали активно защищаться, но делали это крайне неумело, то обвиняя во лжи Бранда, то сваливая всех собак на Гаменюка, то указывая на «очевидный» русский след. Согласно одной из версий, картины украли по поручению некоего криминального авторитета с Донбасса, но где-то около 2010 года авторитета накрыла милиция, а полотна конфисковали. Вот только не в целях их возврата законным владельцам, а ради последующей продажи. По слухам к этому были причастны чиновники и бизнесмены из близкого окружения Януковича. Но проблема в том, что к началу 2016 года было уже не столь существенно, кто именно украл картины. Более важный вопрос был, почему высокопоставленные чиновники сегодняшней Украины знают, где находятся картины, но не отдают их?
Через два дня после объявления результатов референдума, СБУ Украины вдруг обнаружило четыре из украденных картин и вернуло голландцам. В СБУ не уточнили, как были найдены эти работы, но заявили, что остальные «по оперативным данным» точно находятся в ДНР или России. Через месяц неизвестный принес еще одну пропавшую картину в посольство Нидерландов в Киеве. Остальные 19 работ по-прежнему считаются пропавшими.
Среди исчезнувших картин была и работа неизвестного художника конца XVI века «Портрет двух членов Гильдии Святого Георгия». На ней изображено двое мужчин, по всей видимости два капитана городского ополчения города Хорн. Их имена не сохранились, но по каким-то причинам художник расположил рядом с ними записки, на которых указал их точный возраст: мужчине справа 35 лет, слева – 44 года. Быть может, картина была подарком на их день рождения. Между фигурами мужчин в окне видна сцена сражения Святого Георгия с драконом.
Как и на всех картинах того времени, в работе «Портрет двух членов Гильдии Святого Георгия» каждая деталь имеет свой смысл. Святой Георгий – это не только главный святой Гильдии, но и покровитель всех военных, защищающих притесняемых мирных жителей. Ящик для книг указывает на то, что мужчина справа является также хранителем архива Гильдии. То, что это именно архив Гильдии, нам говорят маленькие арбалетики на ящике с книгами – главное оружие ее ополченцев. Открытая ладонь одного из мужчин призывает к доверию к нему и Гильдии, в то время как топор в руке второго мужчины намекает, что в случае необходимости ополченцы готовы применить оружие. Однако рассматривая эту картину и зная о разразившемся из-за ее кражи скандале, никак не удается отделаться от ощущения, что один из ее героев пытается отрубить руку тому, кто протянул ему ее навстречу.