47 лет назад Volkswagen совершил небольшую автомобильную революцию, выпустив с конвейера в Вольфсбурге первый Golf. Как окажется позже, новый автомобиль станет самым успешным в Европе, а общая сумма продаж его поколений преодолеет 35 миллионов единиц. В чем же заключается такой колоссальный успех «Гольфа»? Рассмотрим восемь поколений культового немецкого автомобиля.
Golf I
Серийное производство Golf началось в марте 1974 года. На него возложили огромные ожидания, так как он должен был стать заменой другой легендарной модели Volkswagen – Beetle, по-нашему «Жука».
В конце 60-х – начале 70-х ситуация для Volkswagen была очень критической: прибыль резко упала и в концерн пришел кризис. Причиной этому стало то, что заднемоторные модели VW попросту устарели, а местные конкуренты в лице Ford of Europe и Opel запустили новые модели небольших автомобилей, ориентированные непосредственно на традиционный рынок Volkswagen. В связи с этим доля VW на внутреннем автомобильном рынке Германии упала с 45% в 1960 году до 26% в 1972 году.
После десятилетий создания «жуков» Гольф сыграл огромную роль в выживании Volkswagen в 1970-е годы. В Вольфсбурге создали модель, которой было суждено изменить будущее компактных автомобилей. Golf, представленный в мае 1974 года, получил переднеприводную компоновку с поперечно располагающимся двигателем, который оснащался водяным охлаждением, что означало переход автопроизводителя к новой программе производства. По началу в Golf I устанавливали 1,5-литровый мотор мощностью 70 л.с., а вскоре Volkswagen предлагал вариант с дизельным двигателем чуть меньшей мощности, равной 50 л.с.
Удивительно угловатый аккуратный маленький хэтчбек привлек к себе большое внимание своим прорывным дизайном, буквально ставшим иконой. Руку к его созданию приложил автомобильный дизайнер, который к тому времени успел поработать с Alfa Romeo, Fiat и Maserati – Джорджетто Джуджаро. Итальянец создал дизайн, который отражал его фирменный стиль «оригами», подчеркивающий острые углы и плоские поверхности.
Как и задумывалось, в то время Golf получился довольно практичным автомобилем. Предлагаемый трех- или пятидверный хетчбэк обладал отличной управляемостью, современной и надежной системой привода, грамотным внутренним пространством, и при этом всем компактными размерами. Благодаря совокупности примененных конструктивных решений и новых особенностей автомобиль был очень хорошо принят, он завоевал рынок до такой степени, что производство миллионного Golf уже праздновалось в октябре 1976 года.
Осенью 1975 года произошло рождение феномена в виде первого спортивного «гольфа» – GTI. Сделавшая популярным класс «хот-хэтчей» модель была оснащена многими серьезными модернизациями, включая 1,6-литровый двигатель с впрыском топлива, который выдавал 110 л.с. и увеличивал максимальную скорость автомобиля до 180 км/ч.
Позже VW представила такие модели, как Golf D (1976) и Golf GTD (1982) – варианты с дизельным и турбодизельным двигателем соответственно, ознаменовавшие прорыв для дизельных автомобилей в компактном сегменте. В августе 1979 была выпущена «седанная» версия под названием Jetta, а в марте начали производство Golf Cabriolet – модели с открытым верхом. Помимо этого, для некоторых зарубежных рынков Golf выпускался под следующими названиями: Caribe для Мексики, Rabbit для США и CitiGolf для ЮАР.
Учитывая все созданные модификации, Volkswagen реализовал примерно 7 миллионов Golf первого поколения.
Golf II
После того, как Volkswagen породил успешный Mk1, концерн должен был найти способ сделать следующее поколение еще лучше. VW смог решить эту довольно непростую задачу и в августе 1983 года выпустил более длинный и широкий Golf II .
Volkswagen поставил перед собой цель сделать Golf значительно больше, чего он достиг с помощью создания новой конструкции. Второе поколение стало на 170 мм длиннее и на 55 мм шире первого, также его колесная база удлинилась на 75 мм. В связи с этим увеличилось пространство в салоне, повысился уровень комфорта и улучшилась управляемость. В свою очередь дизайн «гольфа» был несущественно изменен собственной командой дизайнеров VW – автомобиль сделали немного мягче по краям, а также переработали задние фонари.
На этом немецкий производитель не остановился. Во втором «гольфе» был представлен ряд новых технологий: регулируемый каталитический нейтрализатор в 1984 году, антиблокировочная тормозная система ABS, усилитель рулевого управления и полный привод в 1986 году. В то время это были большие достижения для компактного класса, но кроме того, в 1989 году Volkswagen представил прототипы Golf CitySTROMer с электроприводом и Golf Hybrid с гибридным приводом. Также, на базе второго поколения выпустили несколько необычных версий, как например: более «горячий» GTI G60, раллийный Rallye Golf и внедорожный County.
Второй Golf укрепил позиции своего предшественника как одного из самых любимых и успешных автомобилей – включая все «производные», к 1991 году было продано 6,3 миллиона единиц по всему миру. Он оставался популярным благодаря своей надежности, которая вскоре станет частью славы модели. Golf II показал, как непрерывное развитие может сделать отличный автомобиль еще лучше.
Golf III
Если основные цели второго поколения состояли в том, чтобы увеличить Golf в размерах, то при создании третьего поколения Volkswagen мог больше сосредоточиться на безопасности и стиле.
С запуском третьего Golf в августе 1991 года Volkswagen провозгласил новую эру безопасности. Значительные достижения в области конструкции автомобиля помогли кузову лучше выдерживать столкновения. Начиная с 1992 года Golf имел передние подушки безопасности, с 1996-го – боковые подушки для дополнительной защиты, а вскоре после этого ABS стала стандартной функцией на всех «гольфах».
Да, тогда он стал выглядеть по-другому, но при этом все равно узнавался как «Гольф». Он приобрел новый, более аэродинамический облик. Дизайн его передней части с миндалевидными фарами является одним из основных признаков идентификации этого поколения.
С третьим «гольфом» связаны такие технологические новшества, как система круиз-контроля, окислительный каталитический нейтрализатор для дизельных моторов и трансмиссия «Ecomatic». Также Volkswagen расширил ассортимент двигателей. В стандартной комплектации Mk3 теперь выпускался с 2,0-литровым агрегатом на 115 л.с. Покупатели, которые хотели больше мощности, могли выбрать высокопроизводительные модели с шестицилиндровыми моторами VR6 объемами 2,8 и 2,9 литра, выдававшими до 174 и 190 лошадиных сил соответственно. Помимо этого, в 1993 году VW представил турбодизельный двигатель с непосредственным впрыском (TDI), который поднял тему дизеля на новый уровень.
За исключением вариантов кузова своего предшественника – трех - и пятидверного хэтчбека, с 1993 года Golf III был впервые доступен в качестве универсала под названием Golf Variant. Кроме того, он послужил основой для второго Golf Cabriolet, представленного летом 1993 года, который ранее был основан на первом «гольфе».
Спустя 6 лет производство третьего поколение подошло к концу. За это время Volkswagen продал около 4,9 миллиона Mk3. Универсал же выпускался еще до весны 1999 года, кабриолет был переработан в середине 1998-го и визуально адаптирован к следующему поколению, а его производство закончилось только в начале 2002 года.
Golf IV
Гольф четвертого поколения появился в октябре 1997 года с обновленным, эволюционным дизайном, более качественным интерьером и более высоким уровнем оснащения. С его помощью Volkswagen достиг нового стандарта качества в своем сегменте.
Под руководством Хартмута Варкуса, тогдашнего руководителя отдела дизайна VW, появился четкий, точный образ Golf IV, который отдал должное истории бренда Volkswagen больше, чем когда-либо прежде. Mk4 установил стандарт дизайна, которому следовали все последующие поколения.
Четвертый Golf был новаторским с точки зрения внешнего вида, но как и в предыдущих поколениях, не избежал добавления новых технологий. Продолжая тенденцию безопасности, в 1998 году VW представил электрический контроль устойчивости (ESC), который быстро стал стандартной функцией. Тогда же был выпущен первый полноприводный гольф с муфтой Haldex – Golf 4Motion. Вскоре после этого, дебютировал первый «Гольф» с шестиступенчатой коробкой передач. В 2002 году Volkswagen начал выпуск комплектации с бензиновым двигателем непосредственного впрыска (FSI).
В день своего 25-летия выпускается специальная модель GTI мощностью 180 л.с., которую оснастили многими дополнительными «плюшками», не доступными для стандартного GTI – эксклюзивным заводским обвесом, дисками BBS, спортивными сиденьями Recaro, уникальными элементами и материалами салона, увеличенными передними тормозами (312 мм), а также улучшенной подвеской.
Затем, в Вольфсбурге видимо решили, что ориентированный на производительность «хот-хэтч» GTI недостаточно горяч, и в 2002 году представили самую спортивную версию – Golf R32. Прапрадедушка сегодняшнего R включал в себя все возможные характеристики производительности, безопасности и роскоши, которые мог предложить Volkswagen. R32 комплектовался новым 3,2-литровым двигателем VR6 на 241 л.с. и новой революционной коробкой передач с двойным сцеплением (DSG), что позволило ему иметь максимальную скорость 250 км/ч и разгоняться до «сотки» за 6,4 секунды.
Как и в предыдущем поколении, если покупателю хотелось приобрести Golf в другом типе кузова, то он по-прежнему мог это сделать. В Америке универсал предлагался под именем Jetta Wagon. А кабриолет, хоть и выглядел как Mk4, был основан на шасси Mk3, что вызывает некоторую путаницу в том, как он должен быть обозначен. Некоторые автолюбители называют его Golf IV Cabriolet, в то время как другие – Golf Mk3.5 Cabrio.
После выпуска примерно 5 миллионов полностью оцинкованных автомобилей, Golf IV ушел на пенсию, освободив место на производственных линиях следующему поколению.
Golf V
Volkswagen продолжил работать над улучшением своей самой продаваемой модели и к октябрю 2003 году разработал Golf V, который мог похвастаться уровнем комфорта, управляемости и достойной динамикой. Новые преимущества оставили многих конкурентов в своем классе далеко позади.
Пятый «Гольф» все также впечатляет множеством новых технических решений и новинок – четырехрычажная задняя подвеска, 7-ступенчатая коробка передач DSG, датчик дождя, биксеноновые фары, панорамный люк и техника лазерной сварки кузова, повысившая его жесткость на 35%. По запросу Golf теперь впервые был доступен с боковыми подушками безопасности, что увеличило их общее количество до восьми.
Кроме того, Mk5 отличался новыми двигателями. Появились комплектации GT и GT Sport с современными агрегатами TSI под капотом, которые сочетали в себе компрессор и турбонагнетатель. Спортивный GTI оснащался свежим турбированным бензиновым двигателем с непосредственным впрыском (TFSI), объемом 2 литра и мощностью 200 лошадиных сил.
Новые варианты кузова автомобиля также сделали Golf привлекательным для более широкого круга водителей. В 2006 году был запущен Golf Plus, а в 2007 году – CrossGolf, новые компактные MPV. Обновленную внешность получил и универсал, который теперь назывался Golf Variant/Wagon, причем как в Европе, так и в США.
За время существования пятого поколения было произведено 3,4 миллиона единиц, включая все его возможные версии.
Golf VI
Шестой «Гольф» вышел в октябре 2008 года и, грубо говоря, являлся большим рестайлингом своего предшественника, так как Volkswagen взял платформу от Mk5 и совершил ряд существенных переработок.
Снаружи Golf отличался дизайном передней и задней частей. Новая версия выглядела более «острой», что сделало ее чуть выразительнее. Вдобавок VW переработал интерьер, получивший немало критики в пятом поколении – современная приборная панель, измененная зона с информационно-развлекательной системой и климат-контролем, ковшеобразные передние сиденья, увеличенное пространство для задних пассажиров.
На этот раз безопасность снова сделала большой скачок вперед: кузов автомобиля, снова сваренный лазером, был настолько прочным, что прошел краш-тест Euro NCAP с отличием, набрав максимум пять звезд. В стандартной комплектации теперь присутствует коленная подушка безопасности для водителя. Между тем, увеличение числа двигателей TSI и переход турбодизельных двигателей (TDI) от системы впрыска топлива к системе «Сommon Rail» привели к повышению динамических характеристик и снижению расхода топлива. Новые функции включали в себя систему «Start-Stop», адаптивную подвеску DCC, светодиодные задние фонари, системы помощи при парковке (Park Assist), старте с холма (Hill Start Assist), автоматического управления дальним светом (Light Assist).
Golf R был представлен в 2009 году как продолжение мощного R32. Он обладал 2,0-литровым двигателем TSI с турбонаддувом мощностью 250 л.с., который в паре с DSG мог ехать 0-100 всего за 5,5 секунды. Помимо этого, «R-ка» комплектовалась улучшенной системой полного привода 4Motion .
Что же стало с универсалом, минивэном и кабриолетом? Да, снова кабриолет, последняя версия которого выходила в 2002 году и была доступна в обличии Golf 4. Причем его можно назвать единственным кузовом с полностью интегрированным дизайном шестого поколения. Ведь универсал получил от него лишь только переднюю часть, а сравнительно новые Golf Plus и CrossGolf «подтянули» незначительным рестайлингом.
При том, что шестой Golf выпускался в течение четырех лет, самого короткого промежутка времени относительно других поколений, VW создал в районе 2,9 миллиона автомобилей.
Golf VII
Несколько другой, при этом довольно похожий на своего предшественника Golf 7 был представлен в сентябре 2012 года. Несмотря на то, что его форма и стиль следуют знакомой ДНК «гольфа», Mk7 являлся полностью новым.
Седьмой Golf стал первой моделью Volkswagen, которая базировалась на новой платформе MQB. Благодаря этому он «сбросил» около 100 кг, вследствие чего расход топлива сократился на 23 процента. Опционально Volkswagen мог добавить в новый «Гольф» целую армаду современных «помощников». К ним относились система поставарийного торможения, система защиты пассажиров Pre-Crash, адаптивный круиз-контроль ACC, система распознавания усталости водителя и многое другое.
Modularer Querbaukasten (MQB) позволила новому «гольфу» вырасти в размерах – длина, ширина и колесная база увеличились, что пошло на пользу как внешнему виду, так и внутреннему пространству. Golf обрел пропорции, свойственные автомобилям более высоких сегментов, а внутри предлагал больше места водителю и пассажирам.
«Горячие» версии GTI и R продолжили свой обычный путь развития, причем работали на усовершенствованных 2-литровых турбомоторах мощностью 220 и 300 лошадиных сил соответственно. Позже к основным вариантам присоединились быстрый дизельный GTD на 184 «лошадки», 204-сильный гибридный GTE и ряд довольно симпатичных специальных выпусков. В частности, это более производительный GTI «Performance», юбилейные GTI «Clubsport» и «Clubsport S», гражданская интерпретация гоночной модели – GTI TCR и, совместно разработанный с тюнинг-ателье ABT, эксклюзивный R360S для Швейцарии.
В дополнение, с 2014-го Volkswagen производил модель e-Golf с ультрасовременным электрическим двигателем. Кроме стандартной версии универсала, теперь можно было выбрать приподнятый Alltrack с полным приводом 4Motion и «заряженный сарай» R Variant, использующий тот же двигатель, что и «хэтч» R. Кстати, «Швейцарская» модификация R360S тоже была доступна для этого типа кузова. Минивэн, в свою очередь, получил большое обновление и выпускался с 2014 года под новым названием Golf Sportsvan.
В Европе производство седьмого поколения прекратилось в 2020 году, для американского рынка Mk7 делали до 2021 года. К этому времени, во всем мире было продано больше 6 миллионов автомобилей.
Golf VIII
Мировая премьера восьмого поколения состоялась в октябре 2019 года. Она произошла там, где Golf был изобретен, где он строился и совершенствовался в течение 45 лет – в Вольфсбурге. В этот раз Volkswagen сделал самый «продвинутый» Golf.
Новый Mk8 использует слегка усовершенствованную платформу MQB Evo, поэтому по сравнению с Mk7 размеры практически не изменились. Немного увеличились длина и ширина, из-за чего визуально Golf стал чуть более «плоским». Особенно бросается в глаза его передняя часть с тонкой передней оптикой, низко сидящим капотом и минималистичной решеткой радиатора. Сзади же Golf 8 приобрел более «острый», более угловатый вид и L-образные светодиодные фонари.
Кардинальные изменения коснулись салона «гольфа». Традиционная аналоговая приборная панель, «крутилки» климат-контроля и часть кнопок органов управления уступили место экранам с высоким разрешением. Контрольно-измерительные приборы и контрольные лампы теперь отображаются в цифровом виде на 10,25-дюймовом дисплее. Управление информационно-развлекательной системой осуществляется с помощью сенсорного экрана диагональю 8,25 или 10,25 дюймов (в зависимости от комплектации). Впервые, за дополнительную плату в Гольф можно будет установить проекционный дисплей, который будет отображать информацию о движении на лобовое стекло.
Удержание полосы при движении, мониторинг окружающей среды с распознаванием пешеходов и велосипедистов стали стандартным оборудованием в Golf 8. К этим технологиям VW опционально предлагает обширный пакет с помощниками и вспомогательными системами под названием IQ.Drive, а также инновационную технологию освещения IQ.Light. Вдобавок, Golf – это первый автомобиль Volkswagen, использующий технологию связи Car2X. С помощью нее Mk8 может обмениваться информацией с другими транспортными средствами (с такой же технологией) и транспортной инфраструктурой в радиусе 800 метров, чтобы предупредить водителя о локальных опасных местах, как например: поломках, авариях, пробках и т.д.
Что касается двигателей, то здесь, в дополнение к бензиновым и дизельным вариантам, Volkswagen предлагает новые гибридные двигатели. Особое внимание уделяется трём «мягким гибридам» eTSI на 110, 130 и 150 л.с., которые призваны снизить расход топлива на 10%. От обычных TSI они отличаются тем, что используют 48-вольтовую электрическую систему с литий-ионными аккумуляторами и 48-вольтовый ремённый стартер-генератор. Помимо eTSI, покупатель может выбрать подключаемый гибридный двигатель eHybrid мощностью 204 или 245 лошадиных сил.
Для этого поколения Volkswagen прекратил производство трёхдверного варианта хэтчбека – с момента запуска Golf 8 доступен только в пятидверном исполнении. Также перестали предлагать более просторный Golf Sportsvan, однако обновлённый универсал, в том числе модификацию Alltrack, Volkswagen представили. Те, кто хочет больше мощности, могут выбрать соответствующие высокопроизводительные вариации: GTD – 200 л.с., GTE – 245 л.с., GTI – 245 л.с., GTI Clubsport – 300 л.с. и R – 320 л.с. Электрический eGolf уступил место серийному электромобилю Volkswagen ID.3, который, по идее, должен стать третьей успешной главой в истории компании из Вольфсбурга.
С самого первого дня Golf стал отражением технического прогресса и тенденций в автомобильной индустрии. С поперечно установленным двигателем, передним приводом и водяным охлаждением он был революционным и жизненно важным для Volkswagen в 1974 году. С течением лет он становился лучше, приобретая новые формы, новые двигатели, новые варианты кузова, новые технологии, и при этом оставался доступным. «Гольф» – это отличный универсальный автомобиль, который способен отвечать всем требованиям начинающего водителя, семейного человека или же любителя скорости и драйва.