Маленький городок в депрессивной области Коннемара, краю торфяных болот — место не для слабонервных. То убийство случится, то кто-то из обитателей на себя руки наложит. Священник отец Уэлш, проводив очередного прихожанина в последний путь, глушит душевную боль стаканчиком-другим местного самогона — чтоб самому не утопиться с горя в здешней речушке.
Пьянство, ругань, глухая вражда давно поселились и в доме семьи Коннор. Недавно братья Коулмен и Вален похоронили отца, а в городке всё сильнее множатся слухи, что Коннор-старший умер не своей смертью. Ведь ружьё, висящее под распятьем на стене, вполне могло выстрелить…
«Чёрная комедия» — именно так обозначили в театре жанр пьесы «Сиротливый Запад» ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Однако на этот раз мы не увидим характерных подножек, падений и тортов в лицо — всё гораздо мрачнее.
Стоит отдать должное смелости Андрея Чаквитая, выбравшего для своей первой постановки на сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького столь неоднозначный материал. Особо отмечу, что начинающий режиссёр (а по совместительству — исполнитель одной из ролей) и его коллеги весьма удачно совместили новаторство и традиции одного из старейших театров юга России. Самые сложные этические проблемы, межличностные отношения, душевные искания показывают зрителю через жизнь семьи — именно тогда они становятся понятными и близкими каждому. Давние друзья театра не раз видели такой подход в спектаклях, поставленных Анатолием Григорьевичем Новиковым.
В «Сиротливом Западе» нет ролей главных и второстепенных. Здесь каждый персонаж несёт серьёзную смысловую нагрузку. Братья Коннор — Коулмен (Андрей Чаквитая) и Вален (Константин Гапонов) — не слишком похожи на библейских Каина и Авеля: они вполне стоят друг друга. Взрывной Коулмен постоянно хватается то за ружьё, то за лопату, а подленький Вален шантажом заставляет братца-скандалиста отказаться от положенной ему доли наследства и становится полновластным хозяином имущества. Милая симпатичная девушка с велосипедом Герлин Келлегер (Кристина Овчаренко), приторговывая отцовским самогоном, вносит свою лепту в деградацию спивающегося городка. Да и несчастный отец Уэлш (Владимир Крючков), осознавая, что полностью бессилен исправить ситуацию, «лечится» от бессилия и кризиса веры ударными дозами того же самогона.
Первое действие оставляет острое чувство безысходности — кажется, в этом тёмном царстве вражды, сквернословия и беспробудного пьянства нет места даже слабому лучику любви и доброты. Но надежда всё же приходит — в лице вовсе не идеального отца Уэлша. Священник, облачившись во вполне мирские, но белые одежды, решает покинуть город, ведь его проповеди и увещевания для обитателей городка подобны пресловутому гласу вопиющего в пустыне. Герлин находит его на берегу реки, который давно облюбовали местные самоубийцы. Прощаясь, Уэлш передаёт девушке письмо для братьев и называет своё имя — Родерик, ведь за эти годы прихожане не только постоянно коверкали его фамилию, но даже не поинтересовались, как его зовут…
И вот тут, во втором действии, через удушливый туман торфяных болот и темноту бытия местных жителей начинает пробиваться тот самый светлый лучик надежды. Парадоксально, но источником его стала… смерть. Священник не уехал. Он отправился в последний путь, погрузившись в тёмные воды реки. Но его письмо, оставленное братьям Коннорам, стало для них возможностью наконец-то прекратить давнюю вражду. Теперь им предстоит серьёзная миссия — именно их примирение должно спасти грешную душу отца Уэлша от вечных страданий в аду.
С этих пор в душе каждого из братьев начинается война погрязшего в грехах человека и доброго католика. Их взаимная исповедь страшна и сумбурна — воспоминания о детских обидах перемежаются признаниями в страшных грехах, братские объятия перерастают в жестокую драку — в ход идут нож, лопата и даже пресловутое ружьё. Неужели смерть отца Уэлша была напрасной, и священнику придётся гореть в аду? Ответ на этот вопрос можно найти, досмотрев до конца спектакль «Сиротливый Запад».
Впрочем, прийти на премьеру стоит не только, чтобы узнать, чем завершится сюжет. Спектакль, в начале задумывавшийся как эксперимент, стал достойной работой режиссёра и актёров. Андрей Чаквитая, Кристина Овчаренко, Владимир Крючков, Константин Гапонов представили зрителям галерею живых и ярких героев, в очередной раз показав: даже в самой тёмной душе живёт свет добра и любви, даже в самом несовершенном человеке теплится искра Божья — надо просто поверить в него и дать ему надежду на лучшее.
Возможно, кто-то посчитает спектакль «Сиротливый Запад» слишком жёстким, переполненным негативом и ненормативной лексикой. Но именно столь смелые, искренние, неординарные постановки находят отклик в сердцах молодых людей, помогая отыскать ответы на непростые вопросы, которые ставит перед ними сама жизнь.
Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
Источник: «Крымские известия»