Случаи, о которых пойдёт речь в этой статье, иногда происходят в различных организациях. Причиной возникновения "странных просьб" со стороны клиента может быть: беспечность; забывчивость по отношению к необходимым для предоставления документам; любопытство или мошенничество. Гораздо реже причиной просьб нарушить инструкции является крайняя необходимость.
Каждый сотрудник оператора, обрабатывающего персональные данные, проходит инструктаж. Такой инструктаж содержит правила обработки (получения и предоставления) информации в разных ситуациях, связанных с деятельностью организации (ЖКХ, социальное обеспечение, здравоохранение, коммерческие услуги и другое).
Существуют ситуации, когда клиенты просят или даже требуют от сотрудников организации нарушить правила и совершить действия, запрещённые инструкциями. Какие это ситуации?
Отказная ситуация 1: требование принять заявление, оказать услугу при отсутствии полного пакета подтверждающих документов
Сотрудник обслуживающей организации не имеет право верить клиенту "на слово" по поводу наличия у него подтверждающих документов: удостоверения личности, договоров, справок и других.
Если клиент обратился за услугой, предоставив не все требуемые документы, то сотрудник обязан отказать в приёме заявления, оформлении обращения. Если предусмотрена такая возможность, можно принять неполный комплект документов под расписку, ожидая предоставления недостающих сведений.
Отказная ситуация 2: запрос лицом сведений о других клиентах организации, без наличия соответствующих полномочий
Если лицо пробует "навести справки" относительно других клиентов организации без доверенности на представление их интересов, то сотрудник обязан отказать в предоставлении запрашиваемой информации.
Иногда люди могут уточнять что-либо о своих родственниках, близких знакомых, мотивируя тем, что сам клиент их попросил об этом. В таких случаях должна быть оформлена доверенность или оператор персональных данных будет обязан отказать в удовлетворении запроса.
Отказная ситуация 3: требование принять заявление (оформить обращение) за другое лицо без соответствующих полномочий
Сотрудник не может принять сведения, подаваемые ненадлежащим лицом, даже если у обратившегося на руках будут документы надлежащего лица. Например, если в организацию обращается родственник лица, которое по какой-либо причине не может обратиться самостоятельно.
Если у обращающего в организацию нет полномочий (доверенности) от доверителя, то организация обязана отказать в обработке предоставляемых сведений. Вышеуказанную ситуацию не может изменить даже обещание предоставить паспорт или другие требуемые документы лица, за которого производится обращение посторонними.
Использование доверенности
Во многих случаях законное представление интересов лица можно оформить с помощью доверенности. Статьёй 185.1 ГК РФ предусмотрены случаи удостоверения доверенностей.
Нотариусы могут удостоверять доверенности:
- на совершение сделок, требующих нотариальной формы;
- на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
- на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами.
Также доверенности могут удостоверять в некоторых случаях командиры воинских частей, главные врачи лечебных учреждений, руководители организации-работодателя, законные представители и другие лица.
Чтобы нотариально выданными доверенностями не воспользовались мошенники, доверенность следует отменить после осуществления действий по ней или в случае разрыва доверительных отношений.
О том, как это сделать дистанционно, рассказывается в видеоролике Федеральной Нотариальной палаты.
Узнать подробнее о нотариальных доверенностях можно на сайте notariat.ru в статье "Доверенности".
Другие статьи этого канала:
29 марта 2021 года.
Автор: Демешин Сергей Владимирович (юрист).
Участвуйте в обсуждении, соблюдайте правила комментирования публикаций, указанные на главной странице этого канала.